
Первоначально концепция народа На'Ви, если судить по записям 1995 года, подразумевала практически полное отсутствие воинственности как между кланами На'Ви, так и по отношению самих На'Ви к другим формам жизни - подразумевалось, что аборигены Пандоры являются неразрывной частью пандорианской экосистемы, в этом отношении столь же "свободной", как дикие животные - а последние, конечно, могут вступать в мелкие стычки за добычу, территорию или самку, однако никогда не ополчаются друг на друга - это достояние разумных, "цивилизованных" существ, и когда Пандора выступила против захватчиков-людей, ее позиция была ясна еще в самом начале сценария, подтверждаемая постоянными и определенно направленными атаками на "Врата Ада", когда не только стингбэты и прочие мелкие хищники пробовали "взломать" оборону - доходило дело и до настоящих "боевых операций", когда молотоголовый титанотерий проламывал ворота, открывая путь следующему за ним хищному слинту, и уже тогда На'Ви понимали, что их планета рано или поздно сама расправится с экспансией людей, а битва у Древа Душ была скорее вынужденной мерой, призванной обеспечить изгнание минимальными потерями со стороны Леса. Позже, в 2009 году, концепция несколько изменилась, и теперь, получив большую "свободу воли", На'Ви, как следствие, приобрели больше "негативных" черт, более бурное прошлое - и, как следствие, возможность время от времени отстаивать свою точку зрения грубой силой, хотя, по сравнению с земной цивилизацией, войны На'Ви все еще находятся на уровне неолита, и посему в нашем представлении больше заслуживают звание "стычек", подобных тем, что, время от времени, случались между отдельными племенами индейцев, кельтов, славян и прочих древних народов, и, учитывая некоторые особенности "антуража" воинов-На'Ви, стоит признать, что в их задачу входит больше не убийство, а запугивание соперников, и, скорее всего, большинство таких столкновений оканчивались отступлением одной из сторон. Особо стоит поговорить о возможных фактах убийства членов другого клана и, как следствие, возможности кровной мести ради избегания дальнейшего кровопролития - но, увы, на сей счет информация отсутствует. В прочее же время воины становились обычными охотниками, так как, в связи с отсутствием государственного устройства, клан не мог позволить себе содержать постоянную армию - собственно, и у наших древних предков воинами становились лишь в час нужды, все остальное время занимаясь вполне мирными профессиями, и "воин" - это не "класс", это "профессия", почти в том же смысле, что "викинг" - это не древний житель Скандинавии, а просто норманн, отправившийся в морской поход, и, не странствуя по морю, свирепый воин Олав Рыжебородый вполне мог содержать богатый двор и заниматься купечеством, даже не помышляя о разбое. Ну, а в море древние норманны шли, как говорится, не от хорошей жизни...

Доказательств тому, что войны На'Ви были и, возможно, время от времени случаются до сих пор, несколько: в их языке множество слов и понятий связаны с войной и имеют к ней непосредственное отношение, а, так как такие слова встречаются в некоторых исторических и учебных песнях, возраст которых составляет, по самым скромным оценкам, несколько поколений, стоит признать, что первая война на Пандоре разгорелась не одну сотню лет назад. Также в культуре На'Ви существует множество предметов и обрядов, связанных с войной и военными действиями: боевые луки, стрелы, посохи, боевая раскраска, флаги и щиты, боевые танцы, песни и барабаны. Однако, безусловно, первой стадией отношений между кланами являются переговоры, и война - крайняя мера в их взаимоотношениях, и случается чрезвычайно редко, во-первых, в связи с крайней "рассеянностью" кланов по земле (территории одного клана насчитывают десятки, если не сотни, а то и тысячи километров!), во-вторых - из-за богатых природными ресурсами угодий (не считая равнинных кланов, но они, вероятнее всего, кочуют вслед за стадами дичи, поэтому просто не успевают особо "выесть" один конкретный участок земли), а в-третьих - мягкого, ровного климата, для которого нетипичны свойственные Земле резкие перепады и, как следствие, масштабные засухи и моры - по сути своей, одни из немногих "внешних" факторов, способных реально повлиять на жизненные устои кланов и привести к боевым действиям, так как экосистема, увы, не резиновая, и, скажем, помогая соседям во время неурожая, вождь рискует привести к краху собственный клан. Если же только природные катаклизмы не прекращаются в самом скором времени, Народу приходится "саморегулировать" численность, только чтобы дать оставшимся в живых шанс на выживание, и, вполне возможно, именно такие времена в эпосе Народа носят имя "Времен Великой Скорби" - Пандора плачет по погибшим ради того, чтобы жили все остальные. Есть, впрочем, право на существование и у некого "внутреннего" фактора, когда отдельные На'Ви могут восстать против установленных порядков, поставив собственные желания выше клановых, а то и вовсе отторгнуться от соплеменников, да еще и увести с собой единомышленников, сформировав собственные общины (похожая история, кстати, имела место быть во вселенной "StarCraft"а, где группа отступников-протоссов не пожелала слить свои души в единой нерушимой Кхале и образовала касту "темных храмовников"). В таком случае есть два варианта: либо "отступники" вернутся в Эйву, либо же будут отсечены, как опухолевые клетки или больная ткань, дабы не отравить весь организм - и уничтожены. Впрочем, к счастью, так случается относительно редко, и на протяжении своей истории, насчитывающей уже несколько тысяч лет, численность На'Ви на Пандоре оставалась относительно постоянной, и, под мудрым присмотром всеобщего разума, будем надеяться, что так будет и впредь. На'Ви - не ангелы, чтобы вообще не принимать идею войны и сражения с себе подобными, а жизнь на Пандоре вовсе не райская - во всяком случае, не всегда - чтобы не бороться за собственное выживание в угоду неким "пацифистическим" идеалам. Главное - чтобы войны не превращались в бойни, а воины - в убийц... но, думаю, благодаря покровительству Эйвы, На'Ви избегут подобной участи.
Спасибо за внимание!
