Велопроход
Сезон: июль 2014-08-13
Длительность: 9 дней
Дистанция: 450км.
Маршрут: Усть-Сема (Горно-Алтайск) – Черга – Верх.Кукуя – пер.Кукуя – Бешозек – пер.Чакырский – Усть-Кан – пер.Кырлыкский – Санаш – Абай – Усть-Кокса – Катанда – Тюнгур – «катуньская тропа» - пер. Казнахтинский – р.Казнахта – Инигень – «скальный проход» - Иня – Белый Бом
Участники:
Эльф - Elfsmut
Robin Couton – Беркут
Эльф - Elfsmut
Robin Couton – Беркут

Глава 1. Кукуя
Василий Корбут резко вывернул руль, и мы лихо подымая пыль прицепом, в котором прятались уже собранные в горном велосипеды и рюкзаки, вкатились на площадку Манжерока. Срочная доставка товара для Василия, экономия и фора в один день для нас, поскольку удастся стартануть не из Горно-Алтайска, как планировалось по дефолту, а уже из Усть-Семы, тем самым избавив себя от потери одного дня на преодоления почти 70км. по загруженному машинами цивильному Чуйскому тракту.

Кроме этого в Манжероке на рынке сувениров можно купить что-нибудь, и в процессе похода вещи «зарядить» хоть какой-то силой. Так что мы после остановки машины резко выходим, и вальяжно направляемся к прилавкам.
Корбутов тут хорошо знают. И их продукцию – тоже. Однако вид двух экипированных в камуфле бойцов в шляпах ковбойского типа с рациями и оружием поставил обитателей рынка в тупик.
- Охрана? – спросили из соседней машины.
- Типа того. Товар ценный.
Мы с Эльфом осмотрели и купили что хотели, Корбуты выгрузили товар, и пора уезжать.
- Хе, теперь пойдут слухи, что Корбуты уже совсем оборзели, вооружённую охрану завели. – стал иронизировать Василий, когда мы уселись в его машине снова.
- Это мы ещё им секрет не раскрывали.
- Какой?
- Ну что у вас в мыле золотая пыль содержится. Девать-то её некуда, вот и подсыпаете во всё что можно…
- А, ну да. Но это секрет.
- Ага… Иначе товар сметут и в очередь с ночи записываться будут.
- Да и так уже... нарисовались.
Обсуждая золотую пыль и в предвкушении похода, наслаждаясь горными пейзажами мы вскоре очутились в Усть-Семе, и настала пора выгружаться. Корбуты далее следуют на Чемал, а мы поворачиваем вместе с Чуйским трактом в Чергу, откуда нам нужно сегодня обязательно дойти до Кукуя. Пусть не до перевала, но чтоб не потерять данную нам Корбутами фору в день, 50 км вкрутить надо точно.
В принципе, исходя из дистанции и времени, 50 – не много. Однако есть тонкости. Во-первых – это первый день, и сказать что мы «раскатаны», т.е. вошли в вело-походный режим точно нельзя. Значит ноги быстро забьются, и будет ехать тяжело уже после 40км по ровному. Во-вторых – до перевала вся дорога преимуществом вверх, с набором высоты, так что устанем быстро и отдыхать на спусках не придётся. И в-третьих – у нас рюкзаки в максимальной загрузке, у меня похоже под 30кг, что явно перегруз. Эльфу полегче почти в 2 раза, но что-то ему переложить не выйдет, рюкзак меньше, и в него уже то, что есть не помещается. Всё это значит, что первый день будет тяжёлым. Просто тяжёлым, трудным физически. И всё. В остальном мы уже счастливы – Алтай, горы, простор, свобода, и весь отпуск впереди….


Выгрузка и сборка в походный вид прошла быстро. Мы попрощались с Корбутами до 8-го августа, и стали собираться с духом, чтоб стартануть. На мост – вниз, не сложно, но это символично, и мы не спешили.


Сказать, что совсем без раскатки стартуем, было бы не верно. Вчера, пока адаптировались в убежище Корбутов, мы нашли в себе силы и в дне время забраться на ближайший хребет вдоль реки Каяс и горы Ухтюба, причём с велосипедами. Налегке, без рюкзаков. И покататься для адаптации и разминки по нему. Идея удалась – горы сразу показали на что мы способны…

Я поднялся с велом, вкатил, но мне потребовалось несколько минут, что бы успокоить дыхалку. Поднявшийся Эльф – просто рухнул. И некоторое время даже звуки издавал с трудом.

Зато потом мы спокойно прокатились по хребту наслаждаясь видами пригородов горно-Алтайска и Маймы.



Назад с хребта мы имели возможность оценить крутизну спуска, в процессе чего я умудрился сломать зеркало. Спуск назвали неоригинально – «Слалом им.Корбутов». После него уже ничего не хотелось, и оставив велы до «завтра» мы просто отдтыхали.

Но сейчас нам надо ехать в Кукуя. И наконец, собравшись с духом и подстегнув самих себя привычным «Чу!» - двинулись в путь. Велопоход начался.
Понятно, что дорога до Камлака, да и до самой Черги чем-то особым не отличалась – слегка ослабший трафик авто, почти всё время небольшой подъём, редкий и короткий спуск, асфальт, зелень травы и леса, запах Алтая. Если горка была круче чем «несильная» - то мы предпочитали идти велопешком. Надрываться в начале нет ни сил, ни желания. Так мы достаточно быстро одолели почти 17км, и свернули в Черге в сторону Улус-Черги и собственно Кукуя. Как только мы в Черге пересекли мост через речку, кончился и асфальт, и начался довольно резкий набор высоты. Правда он имел и сбросы, но короткие, всё равно вверх и вверх. Поняв, что теперь будем только корячится вверх, сделали небольшой перекур у речки.

И были правы. Дорога так и лезет вверх, то резко, то нет, иногда давая спуски или ровные участки которые понятно ехали. Только что-то ехалось не быстро, и тяжело. Однако это вовсе не означало, что всё плохо. Скорее наоборот – Эльф, особенно неравнодушный к лошадям кайфовал в параллельной реальности – куда не посмотришь – везде они – лошади, кони, лошади, жеребята… их много, они повсюду. Я же был доволен уже как минимум тем, что чувствовал себя дома, в своём привычном мире и измерении. А в нём ничего просто так не даётся.


Солнце жарит. Не пялит, не светит, оно просто жарит. Мы пьём воду как лошади, и прём вперёд с упорством барана. К Улусу мы поняли, что надо плотно подкрепится.

Дорога тут идёт не так, как на картах – в посёлок не заходит вообще, огибает его с юга, не дела лишних поворотов и бросков высотой. Причём снова асфальтированная. Мы тормознули над трубой под дорогой для ручья, и устроились на перекус. Конфеты и консервы, много воды. Поодаль пасётся скотина местного, вероятно фермера, и лошади, которые конечно были Эльфом офотографлены.

Но потом началось движение. Сначала пришла огромная свинья с поросятами, и ушла в трубу. Птом поскакали коровы. Именно поскакали, а не побежали или пошли. Они вообще на Алтае скачут, а тут у них ещё истеричный предводитель есть – коричневый такой баран. Но истерил, кричал, прыгал и возмущался, пока все коровы и овцы не ушли в трубу. Лошади же дали паникёру понять, что вообще видят в нём пустое место. Благородная кровь…
Вскоре показался фермер. На коне. Он матерился – видимо искал скотину. Мы сказали что их увёл в трубу баран. Мужик выругался, и послал их всех куда-то далеко. Потом пришёл парень помоложе, тоже в поиске. Мы ему рассказали, как всё было – видимо скотина от жары спасается там, в трубе.
- А вообще их туда один истеричный баран загонял.
- Коричневый такой?
- Да.
- Ясно. Знаю я его.
- На шашлык напрашивается?
- Угу. И он там будет. Похоже - очень скоро… А вы откуда? И куда?
- Из Горного едем. К перевалу Кукуя.
- А что там?
- Там? Наверно в Кукуя будет… ничего.
- Точно. Там именно это… ни кукуя ничего.
- Дальше на Белый Бом.
- А это где?
- За углом.
- Ясссно… Ну тогда счастливо добраться! – пожав лапу, парень уехал на разборку с бараном.
Уничтожив следы своего присутствия, мы вытащили велосипеды назад на трассу, и двинулись дальше. Несколько километров нам удавалось медленно, но уверенно вкручивать, но потом я совершиш открытие – новое слово в металлургии – открыл сплав свинца и чугуна – чугунец. Причём образец был залит прямо в мои ноги – они гудели как чугун и весили как свинец. И вот эти чугунцовые ноги как-то совсем не хотели куда-то вкручивать. А надо. Так что начавшиеся горки приходилось медленно и вдумчиво брать велопешком. Так позади осталась Ниж.Кукуя, и в вечереющих лучах начало приближаться верх.Кукуя. Что там в кукуях? Да ни… ничего.

- Ку-ку…
- Беркут, это ты? – заработала рация.
- Чего?
- Ку-ку.
- Нет, я вообще не куку. У меня сил ни кукуя.
- Ясно, - ответила рация, - Значит, в Кукуя ку-ку.
Сразу за Верх.Кукуя дорога, уже снова без асфальта, начала уверенно забирать вверх, а дистациометр показывать что мы уже приближаемся к 50км за день. Впереди должен начаться подъём на перевал, и надо найти место для ночёвки.
Проблема в том, что после Верх.Кукуя леса нет ни кукуя. Луга одни. Но около впадающей речки, пересекающей дорогу, таки лес есть, мы свернули, въехали в грязь и воду, и я пошёл с чугунцовыми ногами в разведку. Рядом ничего подходящего не нашлось – или сыро, или болотные кочки, а вот выше, в высокой траве у обрыва к ручью – место нашлось. Туда и забурились. Я по дрова-костёр, а Эльф – палатка и вода. Потом к Эльфу пришёл конь. Нет, не брудершафтный, просто конь. Но когда эльф решил его сфотографировать в вечереющем свете выяснилось, что конь не совсем из этой реальности, поэтому растворился в вечерней дымке.

- Ну вот, - грустно отметил Эльф, - Весь день ничего не делали, а к вечеру уже глюки пошли от усталости.
- Осложнённый синдром Резидента, брат.
- Ну да… Вот он какой…
Я обратил внимание, что за день солнце меня таки зажарило. Кожа стала красной, но почему-то не болела. Эльф тоже покрылся специфической корочкой, но она ещё не хрустела. Мы умяли плотный ужин и свалились спать.

Утро нас начало жарить прямо в палатке. Чтоб не мариноваться в ней как в духовке пришлось вылезти, приготовить что-то без костра – горячего не хотелось, наестся сладкого и напится воды, и после этого обречённо выйти на дорогу. Впереди – подъём на перевал кукуя, 3 километра пыльной дороги, уходящей куда-то вверх за горизонт. Ехать даже не пытаемся. Просто толкаем велы, экономим силы – день будет длинным, их надо беречь.

Тут я почувствовал, что корочка будет скоро у меня. От солнца левую руку просто жгло, и она начала спешно покрываться волдырями. Причём как назло, солнце как раз слева по подъёму. Я её поливаю водой и прячу за рюкзаком, это даёт небольшое облегчение. Но толкать всё равно тяжело, хотя чугунца пока не ощущается. Мы медленно идём вверх, толкая веля, и закрывая ноздри от пыли, которая поднимается от время от времени проносящихся мимо пылеподъёмных механизмов. Один из них, белая ГАЗель, всёж остановился, поприветствовал, и спросил куда мы такие прёмся.
- В Белый Бом. Он там, за углом.
- А, ну знаю я тот угол… ну удачи, ребята.
Ребята… Скорее жеребята. Точнее – пони. По крайней мере, толкая вверх гружёный велосипед, качая в такт шагам головой и уткнувшись в дорогу перед собой глазами я ощущаю себя именно этой маленькой лошадкой, которая покорно и грустно тянет свой груз куда-то вперёд. И любовь Эльфа к поням тут совсем ни причём. Просто объективная реальность и ощущения.
Иногда выручают тени от деревьев, где мы отдыхаем подолгу, иногда – изгибы дороги, где солнце меняет угол атаки. А перевала всё не видно и не видно.

Однако к 15 часам дорога начала несколько выполаживаться, и стало понятно, что перевал рядом. Это придало духовных сил, и пони пошли быстрее. Мы фыркали, буксовали, пыркались, но продолжали подъём. И так, пока не открылся вид «за перевалом».

Пришли. Перевал Кукуя. Как и предполагалось – тут ничего… Но мы сделаем – перекус. Садимся на лавочку и вдумчиво жуём прикормку. В то, что сейчас на спуске не придётся ни вкручивать, ни толкать понями велы – ещё не верится. Но мы пришли.
