Или по загадкам Владимирской губернии.

Цели:
1. Выяснить , что из себя представляют известные загадочные места Владимирской области: Шушмор, оз.Смердячье, и ставшее не так давно известным оз.Виша с явлением «Шаромол».
2. Мониторинг состояния дел в лесах районов, их состояние и опасности для природы эко-среды лесов.
Маршрут:
плтф.Кривандино(Мск.обл.) – Рошаль – Башкеево – оз.Смердячье – Рошаль – Пустоша – Пустоша – Тасинский Бор(Влад.обл.) – Уршельский – Шушмор – Уршельский – Аббакумовское – Остров – Коммисаровка – Анопино – Красное Эхо – Дубасово – бол./мал. Артёмовка – им.Воровского – Мошок – Николо-Ушна – Малышево – Переложниково – Шульгино – Красная Горбатка – Некрасово – Петровское – Чертково - Ольгино – Ожигово – Алеушино – оз.Виша – Алеушино – Ожигово – Борисоглеб – Пертаково – Михалёво – Афанасово – Булатниково - Санчугово – Скрипино – Бутылицы – Кузьмино – Максимово – Синжэаны – Софроново – Южный – Тащилово – Цикул – р.Гусь – Красный Посёлок – Курлово – Мезиновский – Палищи – Спудни.
Дистанция: 565км
Категория: 1Б, максимум 2.
Участники:
1. Агат
2. Беркут
3. Тиреа
4. Абхаз
5. Гоблин
2. Беркут
3. Тиреа
4. Абхаз
5. Гоблин
Отчёт.
1. Миражи Смердячего озера

Кривандино встретило нас солнечно и прохладно. Нас – это Агата, меня, т.е. беркута, и Тиреа. Это пока все кто смог выбраться 29-го апреля из бетона города. Но не все, кто сможет.
Неспешно выбравшись на дорогу, и побултыхавшись на колдобинах, мы вышли на асфальт, ведущий в Рошаль. Байдарочники, обмякшие под мостом через р.Поля приветственно нам помахали (и мы им в ответ), и начался наш путь по загадочным местам Владимирской области.

До оз.Смердячего нам надо добраться сегодня, судя по всему это возможно – 35км, из которых только 5 по лесу, мы должны гарантированно сегодня одолеть. Поэтому не особенно нагнетая себя сложностью задачи, мы помчались по дороге. Весна уже вступила в свои права полностью. Почки распустились, и прямо на глазах всё зеленело и зеленело, а воздух наполняется запахом свежей листвы. Не жаркая погода позволяет не потея ехать в футболке, держа темп 25км/ч в среднем. Агат, отвыкший от велопоходов конечно отстаёт, но мы его поджидаем, ибо торопится особенно не нужно – у нас на месте целый день ожидания Абхаза и исследования объекта – самого озера.
Вокруг этого места наросло много легенд и слухов. То там НЛО, то там чудеса какие-то, толи это просто озеро, или его сделал упавший метеорит. Приедем, посмотрим, почуем. Внимательно смотрю на проносящееся рядом озеро бол.Бардуковское – и не зря – в этой равнинно-болотистой местности какие-то рельефные колебания могут сказать о многом. Тут они явно есть – имеется отвал, причём явно ориентированный на север, немного к востоку, где и находится оз.Смердячье.

Вот поворот во Власово на Рошаль, мост, я поджидаю отставших. Дорога в основном по лесу, хотя нормальный, здоровый лес тут далеко не везде, и очень много человечности. Но нам это не мешает, и вот уже знак «Рошаль». Тут видно, что появилась объездная дорога налево, и мы рискуем свернуть на неё.

Не зря. Дорога действительно огибает Рошаль, но потом всё равно ныряет внутрь. И нам уже приходится осторожно ехать по городской вполне планеровке, с аккуратно подписанными улицами, и осветофоренными перекрёстками. Впрочем, в нужном месте указатель на Бакшишево имеется, и заблудится не получается. На перекус решаем закупить что-то свежего-скоропортящегося, и останавливаемся у первого (и последнего) магазинчика.

Традиционный сок, мороженное, хлеб и йогурт для перекуса. Из подкатившего авто вывалилась молодая компания, и недоумённо посмотрев на нас кто-то там кому-то предложил «отдохнуть на велике». Но потом сам же понял, что в их компании это всё равно закончится пьянкой. Да, между нами просто пропасть…
От Рошаля на Бакшишево идёт дорога с небольшим изгибом, и развилкой, причём там ни слова о том куда и что. Но мы уже чуем, куда нам. Да и компас внутренний есть. Самое интересное, что для того, чтобы проникнуть на оз.Смердячье, в само Бакшишево заезжать совсем не нужно. По пути попадается мост через р.Воймега, и надо свернуть с асфальта на запад в лес прямо перед ним. Что мы и сделали. Лесная дорога идёт вдоль речки, сейчас разлитой, и больше похожую на цепь больших лесных луж. Сама дорожка вполне проходима и накатана, хотя наверно летом будет запесочена.

Найдя подходящую лужайку устраиваем перекус. Неспешно так. Прилетел толстый дятел, и долго и вдумчиво изучал сухие деревья рядом.


Мимо проходят какие-то люди, двое, чем-то озабоченные – их автомобильчик мы видели по дороге – наверно ходили убедится, что их помойка там не проедет. Убедились. Нм же смысла проверять нет. И мы поехали дальше.
Дальше – небольшой песочный изгиб дороги, рабочая бытовка, и… трактора с харвестерными головками.


Это очень напрягает. Такими штуками очень сподручно валить лес. Штуки дорогие, просто так браконьеры их не купят. Засняв их на всякий случай, продолжаем движение. Находим затоп – затопленный паводком участок дороги, через который бодренько бежит ручеёк.

Обычно мы просто его переходим, но тут решили повыпендриваться, и пошли в обход, дабы не мочить ноги. Промокание само по себе не страшно, а вот процесс сушки у костра потом имеет серьёзные последствия и требует внимания. Но я всё равно перешёл прямо, уйдя в воду только по колено, а потом долго ждал кувыркающихся в буреломе с переправой по брёвнышкам валежника.


За затопом резкий взлёт на насыпь узкоколейки. Её видно на всех картах. Но в жизни – давно нет – рельсы свинчены, шпалы догнивают в земле.

Затем дорога ныряет в очередной ручей, и тут я всё же решаю покувыркаться с переправой. Всё равно приходится делать буль-буль, хоть и не долго. Зато сразу за этим стало понятно, откуда и для чего тут харвестерные головки – видимо после ледяного дождя 2011г. для расчистки ЛЭП от растительности выделили оборудование – ЛЭП тут идёт рядом, и просека, свежая, размером с ВВП для средних самолётов сделана исправно. Леса под это дело запилино и продано видно не мало… Хотя понятно, что деваться некуда, но зрелище от этой просеки удручающее. Тем не менее, просека есть, тогда зачем эти головки тут? Или это мираж?

Едем. Всё как на карте – развилка – одна дорога ныряет под ЛЭП и уходит прямиком на запад, вторая, заброшенная, так же тянется на север вдоль речки. Нам по ней. Много упавших деревьев – их валит ветром, из-за нарушенной связи с деревьями срезанными на просеке рядом. Теперь они беззащитны, и корни не держат. В лесу же всё взаимосвязано…

Но и наша дорога выходит на просеку под ЛЕП, и под углом пересекает её. Вход в лес с другой стороны не виден, но чувство что он там есть – однозначное. Пересекаем, проходим – видим: да, есть. Причём уже прочищенный и видно, что по нему ездят. Мы туда.

Немного проехав понимаем, что всё встаёт на свои места, кроме одного – где озеро. Мы видим огромные залысины сплошной и непонятно зачем сделанной вырубки. Куцие пни вместо леса смотрятся угнетающе. Остался только тонкий лес у болот, который тоже может погибнуть от эрозии и ветров. С этим надо что-то делать…
А пока мы остановились сделать разведку – надо искать озеро – по карте уже где-то рядом, а дорога может увести мимо. Тем более что на горизонте многообещающие прогалы в лесу. Пока собираемся, обнаруживаем, что в на земле в траве вокруг много змей, причём больших и толстых. Гадюки, ужи… Расходимся в разные стороны. Я и Тиреа идём перпендикулярно, смотреть, нет ли в лесных прогалах искомого озера. Агат – по дороге (там переправа очередная).

Как это не печально, но оказалось – что озеро в прогалах – это мираж. Нет там его. Прогалы – это или болота, или вырубки. Пильщики просто дорвались видимо до техники, и теперь зашибают на лесе бабло пока их никто не останавливает.

- Я нашёл озеро, - скромно отрапортовал Агат по рации, - Оно тут, примерно километр, может меньше, по дороге. Но запашок там странноватый.
- Ясно, возвращаемся, и едем.

Как только добрались до велосипедов, посыпался дождь. И хотя он пришёл с ветром и не обещал быть долгим, мы приготовились к тому, что он может быть не один. Так под накрапывание перешли переправу, и поехали. За переправой развилка – понятно поворачиваем налево, на поле. Поле – это место где был лес. Был, недавно. Теперь поле пней. Это поле и дорога выводят прямо к озеру Смердячье, а вырубка тянется и за озером. Остатки леса ютятся с севера озера до слияния рек Поля и Воймега.

Озеро имеет характерно ориентированный отвал – на север, немного к востоку, как и Бардуковское. И такой же как и там старый. Правда форму озера понять сложно – оно в разливе от паводка, а отсутствующий лес его усиливает. Запахов правда каких-то не чуется. Однако Агат предпочитает воду из озера всё же не набирать.


Стоянку решили сделать в лесу, на окраине вырубки. Озера с неё не видно, зато нас – тоже. Дождь ещё несколько раз по мелкому набегает, но в принципе не тревожит, и весёлый костёр быстро согревает и нас, и пищу, и подсушивает то, что мы намочили днём. Сегодня нам не до исследований, надо адаптироваться к походной жизни, войти в её ритм. Воду Агат не поленился и сходил с раскладными канистрами набрать к Воймеге. Ничего необычного и странного вокруг не происходит, НЛО конечно летает – такие штуки до миллиметра в диаметре, иногда перед носом. Но порывистый ветер все эти НЛО уносит куда-то вдаль. Уже ночью грянул ливень, похолодало, и быстро собрав пожитки мы засели в палатку, да и спать пора.

В избе светло. За окном, у стола со светлой скатертью видна самая обычная городская жизнь: бегают детишки на площадке, гуляют мамы с колясками, старички обсуждают пенсию, кто-то тщетно пытается воткнуть среди таких же как и у него авто-пердогазов свою четырёх-колёсную вонючку. Бетон, стекло, город. Вонь.
- А откуда тут город? – спросил недоумевающий Агат.
- Хм… - пожал плечами Тиреа, больше увлечённой рассматриванием избы изнутри.
- Да что не понятного, - ответил я, посмотрев в окно, - Это же всё мираж, мы же на Смердячьем озере.
- Ах, ну да… - Агат махнул рукой, и очутился у себя в палатке, – Миражи…
Мы с Тиреа переглянулись уже у себя в палатке – утро однако… Агат уже развёл костёр, и готовит еду. Но уже сколько не оглядывается, а городского дворика и избушки больше не появляется.

После завтрака мы занялись собственно тем, зачем прибыли – обследованием. Тиреа пока остался в лагере, а мы с Агатом пошли вокруг озера.


По-началу ничего, кроме грустного пейзажа вырубки, явно с нарушением всего и вся – спилены здоровые деревья возрастом по 300 лет у самой воды, что уже ни в какие ворота не лезет, не находилось. Отвал заметен, вокруг озера как раз дорога, по которой судя по всему лес и воровали. Но вот когда мы добрались до оставшегося с северной стороны леса начались интересности. Для начала нашли несколько деревьев, смотанных упаковочным полиэтиленом. Видимо кто-то так строил укрытие, оно уже разрушилось, только вот деревья остались придушенными. Мы поработали и очистили лес от этой дряни людей. Далее нашлась замеченная ранее стоянка.


Это сооружение явно матрасное. Шкафчики, крыша, одним словом люди хотели тут квартиру соорудить. Поодаль – вполне функциональный сортир, но слив его в ручей выпадающий из озера, едва не напрямую. Но самое интересное – это надпись на одной из лавок – «Чернобров… …видели НЛО…»


Отлично. Мы нашли следы Чернорброва. НЛО мы видели много где и как, так что оно само по себе не событие. А вот следы Черноброва – это точно аномалия… Я не смог удержаться и не вспомнить эпичную главу 15 «Аномалия» из «Наездников бури» – что то сильно напомнило подход к изучению. Ну да ладно, вероятно он тоже не нашёл тут ничего необычного. НЛО необычным кто-то не считается. Хотя не исключено, что и у него миражи были.

Походив вокруг, мы перебрались через ручей к пику отвала, и вскоре нашли там довольно свежий шурф правильной формы – кто-то его исследовал, отвал. Даже не ожидая ничего найти, тем не менее, повинуясь чуйку я поковырялся там и быстро нашёл то, что собственно ставит точку в истории озера Смердячьего. Это вот такой камушек:


Собственно, это не камень. Это песок, грунт, сплавившийся при соответствующей температуре и давлении. Нахождение его в отвале можно объяснить только одним – озеро образовалось в результате того, что сюда плюхнулся метеорит, не очень большой, но достаточно прочный и тяжёлый, чтобы прошить глубинные слои древних болотных отложений. Кратер наполнился водой, и через неё иногда выбулькиваются болотные и прочие газы из этих глубин. Собственно, всё остальное – навешанные легенды и байки. Внутреннее ощущение места пришло в полную гармонию с обнаруженными фактами. Очень жаль что нет старших деревьев – они бы многое могли бы рассказать….
Довольные результатом, мы вернулись в лагерь. Тиреа тоже побродил, и его чувства-чуйка тоже не показала ничего нового.

Но вот отзвонился Абхаз, но от Бакшишево попытался пройти по узкоколейке, но мост через Воймегу оказался разрушен. Я объяснил ему как нас найти и пробраться, а Агат выдвинулся навстречу. Вскоре пришла СМС от Seze, и в ответе я написал что у нас и как в общих четах, а она любезно выложила в теме проекта – понятно, что там не было никакой инфы что с нами, и любая информация полезна. Хотя подробно всё произошедшее, понятно, объяснить я не мог.
Немного переговоров по рации, и через полчаса в лагере появился Абхаз. Это был не мираж.

Этот скромный парнишка, ничем особенным среди нас не выделяется. У него есть скромный багаж послужного списка – участие в проекте «Купол-Ажу» и операции «Корбен-Даллас», был отмечен в составе «спецагентов» в бою при Цаговском лесе 21-го апреля, ну и понятно ещё с «Лесокрута» у него зов Ктулху и чувство зомбовышек и зомборупоров. Одним словом самый обычный городской парнишка…
Разумеется, прибывший Абхаз накормлен обедам, и немного освоившись отправился осмотреть достопримечательности. Я же обнаружил следы ещё одного миража – куда-то чудесным образом испарился мой столовый набор из открывашки, вилки и ложки. Видимо он был миражом и рассеялся. Поиски вокруг да около, а так же везде где ходили к результату не привели. Мираж…

Так подкрался вечер. Мы стояли на берегу озера, провожая закат, Тиреа играл свои композиции на камусе, я светил в такт своим лазером, что было видно сильно издалека, и как потом выяснилось кто-то решил, что это не мираж.

Закончив концерт с лазерным шоу на Смердячьем, отправились ужинать. Агат и Абхаз залегли рано, Тиреа не спится, но и мне тоже, хотя я предпочёл валятся в палатке.
- Беркут, слышишь?
- Голоса?
- Да.
- Не мираж. Кажись, от чернобровской стоянки идут…
Два мужских голоса явно приближались в темноте со стороны матрасной стоянки где следы Черноброва. Причём без фонариков – светит луна, и идти по лесу вполне можно без них. Вероятно это кто-то привлечённый нашим концертом приехал, и теперь идёт к нашему костру.
- Ну что, отвоем?
-Так, давая ты туда, в сторону просеки, а я туда, из лесу к северо-востоку.
- Ага.
Мы разошлись, голоса были уже близко, хотя бормотание их разобрать было сложно. Ну и мы завыли со всей своей навийской искренностьтю. Голоса в ночи мгновенно стихли. Мы продолжили. А вдруг мираж? Ближе к завершению голоса появились вновь, только притихшие и далеко, не ближе чернобровской стоянки.
Мы некоторое время их послушали – там тоже ни костра, ни света. Может действительно мираж? Те приглушённо что-то бубнили. Мы затушили костёр, и повторили свой волчий концерт. Однако на этот раз он уже не произвёл должного впечатления, мираж не развеялся, но стал тише.
Утром там уже никого не было. Может и вообще никого не было. Мы позавтракали и засобирашись в путь, на Шушмор. Материализовался какой-то мужичок, со стороны просеки, но деловито прошёл неподалёку в сторону чернобровско-матрасной стоянки, но нас вообще не заметил, или решил что мы это мираж. Ну а мы решили, что он сам - мираж.
Теперь уже вчетвером к полудню выдвинулись. Недалеко от места, где делали разведку нашли притаившийся УАЗик, и тупящего рядом мужичка. Всё бы ничего, но мужичёк на нас пялился так, если бы у нас были хвосты по пол-метра и уши как у тигров.
- Наверно решил, что мы приглючились ему от Смердячьего, - прокомментировал Агат, когда мы проехали уже мимо. – За мираж принял….

Продолжение следует....