Отправлено 15 Январь 2011 - 21:27
Пишу ещё один отчёт, который я уже давно обещал вам написать, но фотографии я долгое время получить не мог. Теперь они есть, так что начну.
В зимние каникулы предложили мне мои друзья и соседи, Глеб и Дмитрий Леонидович съездить в Москву на праздник в Измайловский парк. Они были участниками выставки культуры северных народов, так что я, конечно, не долго думая, согласился - всё же такая возможность и повеселиться, а заодно и просветиться немного касательно северных народов, надо сказать, весьма близких по культуре к на'ви, как и любые другие земные племенные народы. Изначально планировали отправиться 7 января, но о переносе мероприятия на 8 января я узнал уже потом, когда поднялся с утра пораньше и уже был готов лететь хоть на другой край света.
Так вот, 8 января, часов эдак в полседьмого поднялся я и быстро собрался, как потом выяснилось - сильно поторопился. Ну да это ничего. Уже в 15 минут девятого все погрузились в "пепелац" и полетели. Сначала заехали за ещё одной участницей выставки Майей, а потом, за полчаса, а может и больше - кто его знает, это время - долетели до Измайловского кремля. И снова, как выяснилось, мы поторопились. Никого ещё не было, зато появилась шикарная возможность побродить по Измайловскому вернисажу часика полтора. Глеб хотел найти себе на вернисаже советский секундомер, ну а Дмитрию, Майе и мне просто не оставалось ничего. кроме как пойти следом за Глебом. Заплатив символическую денежку за проход улыбчивой женщине в традиционном русском наряде, надо сказать, достаточно красивом, мы двинулись вдоль рядов прилавков, на которых можно было найти, казалось бы, любую мелочь, годную в хозяйстве. Столько раритетных и изящно выполненных предметов я ещё никогда не видел: различные статуэтки, навигационные принадлежности, часы, ножи и много-много другого из разных эпох, от дореформенной России и до почти наших дней - глаза разбегались от увиденного! Замечал я и множество книг, и настольных принадлежностей, и ностальгических вещиц, которые, казалось бы, не так давно были у каждого в доме. Особенно привлекли моё внимание древние (относительно - лет эдак 450-500) фолианты, пистоли и мушкеты, и пулемётная лента для РПК. Дмитрий Леонидович рассказывал нам с Глебом о назначении той или иной непонятной штуковины, встреченной нами, или же о воспоминаниях из своего детства. Можно ещё долго об изобилии совершенно удивительных вещей, виденных мной на вернисаже. Но однако полуторачасовая ходьба, не слишком быстрая, чтобы не замёрзнуть, дала о себе знать, и надо было срочно эвакуировать ноги в тепло, иначе бы к пальцам ног пришёл полярный лис, чтобы пригреть их своим живительным теплом.
Залезли снова в пепелац, погрелись и перекусили - реактор повышенной мощности, по крайней мере, мой, требовал срочной дозаправки. За перекусом и отогревом приготовили бензиновые грелки для рук, чтобы за 4 часа, которые нам предстояло провести на морозе, совсем не околеть, а также я и Глеб получили по десятку выставочных жетонов, на случай, если вдруг не будем участвовать в конкурсах на выставке и захотим взять чаю по стакану за жетон.
Здесь я познакомился с очень интересным человеком, Константином, путешественником и северным человеком. Его лицо вызвало у меня доверие и уважение к нему - действительно, северный человек. Чувствовалось, что он уже много где побывал, много повидал, и был он на'ви в доску свой. Уже впятером вышли мы на выставочную площадь с гигантской ёлкой по центру. Точнее сказать. это была не площадь, а просторный двор Измайловского кремля, с деревянным храмом, достаточно большим, но, однако, занимавшим не столь много пространства.
Отметившись у нашей юрты,

и отправившись исследовать окрестности, я понял, что будет весело.
Привелегии помошников участников выставки позволили нам с Глебом научиться метать аркан и немного пострелять из лука прежде, чем выставка откроется. Исследовав территорию и оказав помощь в сколачивании импровизированных нарт, через которые потом народ будет прыгать, мы зашли в юрту. Я познакомился с Петром, одним из участников выставки, отвечавшим за культурное просвещение народа о быте кочевников. Я тоже приобрёл новые знания о жилищах кочевых народов, различии между киргизской и монгольской юртами, а также поудивлялся практичности быта кочевников и иллюзии того, что снаружи юрта казалась меньше, чем внутри. Потом заглянул в ярангу, стоявшую в десятке метров от юрты, получил ещё немного полезных знаний, сделал в голове пометки о конструкциях вероятных "домов" для экопоселения - в тот же день я узнал ещё много интересного, но об этом позже.

Константин учит меня бросать аркан.
Вот и половина двенадцатого - начало. Народ подтягивается. Пока делать особо нечего, так что шатаемся по площади и глазеем на людей, концертную площадку, подготавливаемые площади для конкурсов. Занять там себя было чем: парная эстафета с препятствиями, скалодром, тир с луками и арбалетами, карусель, прыжки через нарты, бросание аркана, стрельба из лука на меткость и много другого... За каждое пройденное "испытание" можно заработать по жетону. И что самое удивительное - подарки, выдаваемые за жетоны, и участие в соревнованиях для всех были абсолютно бесплатны. Что ж, пришла пора проверить себя!

Глеб и солнце
Первым делом, мы с Глебом прошли парную эстафету: провели шайбы клюшками между кегель, стреляли из луков (оба со второй стрелы попали в район мишени 9-10), потом постреляли из рогаток (рогатка - не лук, стрелять не обучены) с сомнительным успехом, далее очень простое испытание прохождения через препятствия, потом стрельба из пистолетов с электронной мишенью (огорчило, конечно, немного, что далеко не снайпинг), где я оказался более метким стрелком, чем Глеб, но зато потом он с лихвой отыгрался в метании дротиков, потому как у меня пальцы превратились уже в палочки замороженного мяса. Затем дружно завалили испытание, где нужно было собрать из деталей разной формы квадрат, за время, конечно, и далее дружно пробежали со свистом ориентирование - кажется, самое лёгкое из всех испытаний. А на выходе с площадки эстафеты нужно было пронести игрушечный шарик на ложке, чтобы он не упал. Тоже ничего сложного. В итоге мне досталось 6 жетонов, а Глебу 5, но в отличие от него, мне незачем было на что-то тратить жетоны, так что я их потом раздал. Чуть позже расскажу, при каких обстоятельствах.
Потом, послонявшись ещё минут двадцать по выставочной площади и заметив скопление народа у площадки с нартами, решили тоже попрыгать через них. Цель заключалась в перепрыгивании через импровизированные нарты в количестве 5 штук туда и обратно и не задеть ничего. Стояли нарты достаточно близко друг к другу, настолько, что стоило неудачно прыгнуть, как по инерции человек обрушивался на нарты. На наших глазах парень прыгал и предпоследним прыжком "туда" зацепился. Пришлось ему проходить всё сначала. Потом решил и я попробовать. Что ж... "Ноги, крылья... хвост!" Прыжок. ещё, ещё... Прыгалось легко, ловко, как будто я всю жизнь тренировался прыгать через нарты. Тело бесприкословно слушалось просьб (не приказов) мозга и послушно группировалось при каждом прыжке. Штука заключалась в том, что многие прыгали, совершенно не чувствуя, как они прыгают, не чувствуя своего тела. Прыгали слишком высоко или не подгибая ноги, от чего часто цепляли нарты или чуть не падая на них. Ничего не зацепив и услышав на последнем прыжке в одну сторону "Спокойно! Не торопись так!" я приостановился, показал лучезарный оскал клыков и снова с той же быстротой проделал обратный путь. "Как заяц прям!" одобряюще сказала Майя, отвечавшая за проведение соревнования, и выдала мне талон. За тем, как я прыгал, наблюдало некоторое количество публики. Чётко просматривалось крайнее удивление в их глазах, у кого-то даже, кажется, приоткрылся рот. Чувствую себя последним хвастуном, расписывая всё это вам, но что поделать, если народ действительно был немного в шоке. Глеб не решился повторить за мной прыжки. К концу дня нарты были уже изрядно покоцаны.
Дальше скитания по выставочной площади, скалодром, лазание по ледяной крепости, прохождение прочих мелких соревнований. Посмотрели матч страйкбола (нас самих не пустили, ибо "15 лет - нормально. Ну... 17 лет... нормальный ещё возраст тоже...да. Но всё же..."). Помёрзли в нескольких очередях, а потом уже пришёл наш черёд подменить Дмитрия и Константина, пока они выступали на сцене, играя музыку народов севера.
Предоставилась возможность почувствовать себя Нейтири, обучающей Джейка стрелять из лука, потому как меня поставили ответственным за стрельбу на меткость. Меня периодически подменял Глеб. Люди, как выяснилось, в своём великом большинстве даже не знают, как правильно натягивать лук надо. посему я наскоро научил пару дюжин человек стрелять хоть как-нибудь, и лишь только некоторые из них не хватали тетиву всей пятернёй и не удивлялись, почему не летит стрела, отпустив лишь два пальца, которыми и надо было натягивать лук, держа тетиву ещё двумя. Даже порой приходилось вырывать лук из рук и показывать, как правильно надо класть на тетиву стрелу, как натягивать лук. Находились и сильно криворукие, на кого потратил я уйму времени, и мастера, которые кучно засаживали стрелу за стрелой в центр мишени, да так глубоко, что вытаскивали мы эти стрелы, упираясь ногами в мишень. Около 40% людей быстро понимали, как надо правильно стрелять, и стреляли неплохо - преимущественно те, кто в возрасте от 8 до 12 лет и от 27 до 40. Две девахи, подошедшие ко мне одними из последних, ушли не солоно хлебавши, потому как совершенно не поддавались обучению. Мысленно я просто шипел на них и называл их meskxawng. В прочем, ещё достаточно интересная система раздачи жетонов населению у меня была, потому как полагалось давать по одному жетону любому, кто попал хотя бы в белый круг или ближе к центру, а я оценивал количество стрел, загнанных в призовую область, кучность, выстрелы уникальной меткости или кривости (попадания в опорные балки, весьма тонкие; высекание искр стрелой из камня фундамента здания, на котором висела мишень), за старание или чтобы утешить. Часто давал по два жетона, три жетона выдал единственный раз. За одно и раздал все жетоны, что я заработал, потому как мне они были без надобности. После Дмитрий Леонидович рассказал мне, что в предыдущие дни выставки он давал по одному жетону только за 3 выстрела в красное - в центр, но понял, что это слишком сурово, потому как мало кто из народа умеет так стрелять.
И вот, уже пора собирать юрту и уезжать, а люди всё подходили и подходили. Я уж очень добрый и мягкосердечный, а потому давал стрелять людям и после того, как закончились жетоны, да ещё и не по одному разу (один раз - четыре стрелы), и даже после того, как подъехала наша фура. Конечности отмёрзли уже давно, а потому совсем перестали работать. Я до сих пор дивлюсь, как я не заработал обморожение.
Все дружно собрали юрту и ярангу. Уки (ук - на киргизском "опорная балка юрты") один раз чуть не обвалились на меня, когда кто-то неосторожно вытащил один из них не во время. 82 ука потом были перевязаны и погружены вместе с несущим колесом юрты и опорами для него, а также шкуры из яранги, нарты и прочее, прочее, прочее...
Полетели в музей кочевых культур разгружаться. Было уже около четырёх часов дня. В голове крутятся полученные за день впечатления. В пепелаце идёт неспешная беседа. Вспомнив. что жетонов на память я себе не оставил - всё раздал, попросил один. Получил пару десятков. Ну что ж, большое спасибо! Самое время познакомиться со своими новыми знакомыми поближе. Выяснил, что все они - сотрудники музея кочевых культур, и уже достаточно давно они занимаются изучением быта и культуры кочевников, много путешествуют. По прибытии в музей, после перетаскивания "фрагментов" юрты и яранги в подвальное помещение музея вместе со своими новыми друзьями, я прошёл короткий экскурс по территории музея и почерпнул весьма интересные и полезные сведения от Дмитрия Леонидовича. По периметру музея стояли самые различные жилища кочевников из разных уголков Земли - и чукотсткие чумы, и хантские яранги и монгольские, киргизские и казахстанские юрты, а также самый настоящий передвижной буддистский храм, красиво расписанный, с барабанами мантр на входе, освещённый самим Далай Ламой, единственный в Москве такой, а то и чуть ли не во всей России. Также около десятка нарт, привезённых с севера, стоящих караваном вдоль ограды музея и на заднем дворе, не имеющий никакого отношения к кочевникам и музею броневик, на ходу, да ещё и редкой модели к тому же, подобный Ленинскому. Не меньше, чем передвижной храм и броневик, меня поразила гигантская повозка с ханской юртой. Внутреннее убранство юрты меня тоже поразило. Как же всё практично в ней устроено! При чём в этой юрте живёт одна сотрудница музея, за неимением собственной квартиры. С удовольствием бы и сам поселился бы в такой юрте. Дмитрий Леонидович показал нам с Глебом чум. Отмечу, что тоже очень уютное жилище, несмотря на то. что топится чум по-чёрному. В чуме мы отогрелись и разговорились. Дмитрий провёл аналогии с на'ви и показал, что очень много общего у них с земными народами (в целом, оно и понятно, потому как на'ви объединяют в своей культуре разные части различных культур земных племён). Также я узнал про обычаи похорон у кочевых народов. Кочевники не хоронят своих покойников так, как это принято у европейцев. Покойники не закапываются в землю. Умерший кладётся на повозку и везётся на ней по степи, при том везущие его не оглядываются назад. Где тело выпадет из телеги, там ему и могила. И чем быстрее птицы, звери и черви источат тело, тем быстрее душа умершего освободится и уйдёт на небо. Также есть и другой вариант - покойника вывозят далеко в степь и насыпают над ним холм. В холм вставляется жердь. И до тех пор, пока жердь не упадёт, покойника поминают каждый год.
В целом, по быту и традициям кочевых народов, я понял, что они умеют то, что когда-то умели и наши предки, но забыли мы, развратившись цивилизацией - жить так, чтобы не оставлять после своего ухода ничего и не нарушать природный баланс.

На далёком Севере
Такой маленький вводный экскурс пробудил во мне желание узнать побольше, к тому же, что у меня есть возможность приехать в музей кочевых культур ещё. И я буду пользоваться этой возможностью, поскольку это верный способ лучше понять и на'ви и, возможно, научиться чему-нибудь у наших, земных, кочевников. Персональное знакомство с представителями народов мне было обещано.
Что ж, пора уже и домой собираться. Напоследок мы все заглянули в юрту-библиотеку - очень уютная маленькая юрточка, обставленная креслами. По кругу стоит множество полок с различными книгами и фотографиями из путешествий Константина по разным странам. Вот он с пустынными кочевниками, а вот он на севере... Эх... А вот он и сам заходит в юрту к нам. Пришло время попрощаться до следующей встречи. Я с гордостью заявил, что ещё никогда не совершал таких познавательных вылазок, и что благодарю за отлично проведённый день. "Эх, если бы мои сотрудники так же благодарили за хорошо проведённый день...

"- ответил мне Константин, и мы пожали друг другу руки. За последующие 2 часа я часто вспоминал всех, кто тогда был на слёте, вспоминал всё, что я видел, слышал о них, о том, что я знал до того, как приехал сюда, о многом, и понял - вот он, Народ, совсем рядом, на Земле! Даже лететь не надо почти 6 лет, чтобы познакомиться с ним поближе, причаститься к его традициям и тайнам... Я обязательно сюда вернусь.
Путь до дома был всё же несколько утомителен, прежде всего тем, что кругом были люди, вероятно, не понимающие этого НаВийского духа... Немецкое шпреханье вывело меня из транса и заставило прислушаться. В одном вагоне простой подмосковной электрички с нами ехала группа немецких туристов. Прислушавшись к их разговору, конечно ничего я не понял, кроме разве что того, что вряд ли я буду когда-нибудь учить немецкий - в нём нет души, он грубый на слух. Вспомнил родную на'вийскую речь - стало легче. И всё же... Эх, цивилизация.
T?'i'a
Прошу тапками сильно не колотить за то, что я писал всё больше про свои похождения. Конечно же, все замечательные на'ви, что были со мной в тот день, заслуживают отдельного упоминания и почтения за их работу, которая в то же время и их любимое дело. По сути дела, сотрудники музея кочевых культур похожи на Грейс. И я горжусь ими, и очень рад, что смог с ними познакомиться. Возможно, было бы здорово, если бы наше маленькое сообщество тоже смогло бы познакомиться с ними, да и с музеем, с культурой кочевников. Имеет определённый смысл и сотрудничество.