
Название: мобильная силовая платформа MK-6
Название на языке На'Ви: "ходячий щит" или "ходячий не-демон"
Габариты: 4,205 метра в высоту, 2,83 метра в ширину. Весит примерно 1700 килограммов без дополнительных опций
Системы навигации и связи: GPS, тепловизор, радар для навигации и ориентации. Система отдачи команд голосом, закодированная с модели голоса водителя
Вооружение: плечевое креление для съемной тридцатимиллиметровой пушки GAU-90. Гибкая патронная лента для связи орудия с наспинным хранилищем боеприпасов. Дополнительное вооружение - огнемет и керамический нож
Функции: герметический экзоскелет для военных и гражданских операций во враждебных и токсичных средах. Используется на Пандоре для строительства, горных работ и погрузки, защиты периметра базы "Врата Ада"

AMP-костюм MK-6 не предназначен специально для Пандоры, но является эффективной защитой от токсичных растений, стай агрессивных жалящих насекомых и других опасных существ. Высокоподвижен и ловок в руках опытного водителя. С помощью костюма водитель может пробить ствол дерева, поднять груз в полтонны весом, или быстро построить сборный дом без строительной бригады. Его пушка, выстреливая 250 бронебойных снарядов в минуту, может стереть в порошок буквально все, что попадет в ее прицел. Силовой костюм является дальним потомком первого военного экзоскелета, которые используются на Земле с середины XXI века. Был усовершенствован во время множества локальных войн на множестве типов местности, от Арктики до густых американских джунглей и засушливых пустынь, на протяжении столетия. Герметичные, с избыточным внутренним давлением кислорода модели, предназначенные для работы в токсичной среде, были разработаны позже. АМР-костюмы широко используются в колониях на Луне и Марсе, где они получают питание от топливных элементов и/или унитарных керамических турбин. Их хорошо проверенные возможности оказались неоценимыми в смертоносной среде Пандоры. Управляемый человеком, шагающий аппарат увеличивает силу и подвижность солдат или гражданских работников, обеспечивая защиту от военных и экологических угроз. В отличие от причудливых военных роботов, оснащенных встроенным оружием, AMP-костюм MK-6 является многоцелевой машиной, способной дублировать все функции пехотного солдата. Поскольку солдаты проводят большую часть своего времени на работах погрузки и разгрузки, а также выполнении других задач, кроме применения оружия, было установлено, что AMP MK-6 необходимы те же функциональные возможности человека: две ноги, две руки, и очень ловкие пальцы. Это допускает не только широкий спектр функций, но позволяет использовать костюм для работы с различными системами вооружения, а также использовать его в качестве рабочей силы, тем самым заменяя, по меньшей мере, полдюжины обычных людей.

Сервоприводы конечностей мгновенно реагируют на приказы и движения водителя внутри герметической кабины, значительно увеличивая его силу.
Верхние конечности движутся гидроприводом и следуют движениям водителя в полной синхронизации. Из-за ограниченного пространства внутри кабины, сервопривод рук движется в соотношении 1:2 по отношению к рукам водителя. Это требует много часов обучения для водителя АМР-костюма, чтобы обеспечить должную скорость и ловкость. Это масштабирование является самой большой трудностью во время обучения, но опытные водители скорее приучены двигаться именно внутри своего костюма, и вне его их движения становятся более скованными. Ноги управляются педалями, которые работают несколько иначе, чем датчики рук. В связи с отсутствием пространства вокруг ступней и ног оператора, педали не могут двигаться по шагам, даже на масштабируемом отношении. Вместо этого они чувствуют силу и направление движения и бортовой компьютер вызывает соответствующие запрограммированные движения ног. Таким образом, оператор создает давление и направление "движений", которые вызывают движения ног. Костюм выполняет "намерение" пилота, автоматически учитывая факторы местности и рссчитывая необходимый импульс для выполнения сбалансированного движения. Ладони, с другой стороны, действуют в прямом масштабе относительно к движениям оператора, так как здесь кабина позволяет любое пространственное позиционирование кистей. Пальцы и ладони находятся в прямом соотношении 1:1. Сервопривод датчиков имеет обратную связь и сопротивляется движению, когда конечности костюма встречают препятствие. Оператор может "почувствовать", что делает костюм. Каждый костюм должен быть откалиброван индивидуально для удобства использования и избежания гиперэкстензивной травмы (то есть растяжения связок). Система обратной связи и гидравлики сервопривода является одновременно мощной и чувствительной. Давление на пальцы пропорционально давлению пальцами костюма. Опытный водитель может поднять яйцо, не разбив его и работать в полной темноте, полагаясь лишь на датчики костюма, что является весьма ценным умением в глухих джунглях или шахтах.

AMP - гибкая, мощная и вездеходная наземная боевая единица. Его огневой и физической мощи достаточно, чтобы проложить настоящую дорогу через сложный ландшафт или укрепленные позиции противника. Он не так хорошо вооружен, бронирован или быстр на открытой местности, как традиционные гусеничные или колесные боевые машины, но высокая мобильность MK-6 позволяет ему преуспеть в горах, густых лесах, или городской местности, что недоступно для основных боевых танков. Сделанный из композитов и керамики, MK-6 легок для своего размера, а также работает в условиях сильных магнитных вихрей, что особенно незаменимо на неспокойной Пандоре. Костюм совершенно неуязвим для стай змееволков и агрессивных насекомых Пандоры. Его герметичная кабина и встроенная система дыхания BIBS позволяет персоналу RDA выполнять гражданские и военные обязанности в токсичной атмосфере Пандоры или других внеземных местах. Кабина поддерживает избыточное давление в 0,3 атмосферы, чтобы предотвратить проникновение токсичных газов. На случай пожара, угрожающего взрывом топлива и боезапаса, предусмотрена аварийная система катапультирования. Хотя водитель может научиться управлять MK-6 менее чем за два месяца подготовки, нужно больше месяца, чтобы освоить такие действия, как подъем из лежачего положения после падения лицом вверх ("проблема черепахи"). Однако, при исправном состоянии гироскопических датчиков и DBS (динамической системы баланса), у MK-6 очень мало шансов упасть. Его система динамической балансировки автоматически компенсирует изменения в центре тяжести при ходьбе или подъеме тяжелых грузов. Костюм мгновенно приспосабливается к радикальным изменениям положения при движении по неровной местности, его очень трудно уронить, и нужно принять прямое попадание ракеты (или танатора), чтобы упасть. Если водитель ранен или убит, автопилот будет вести костюм до ближайшей внесенной в его банк данных базы до полного исчерпания бортового запаса топлива и ресурса топливных элементов. Эта функция была разработана для защиты существенных капиталовложений в каждый костюм. Эта функция может быть включена водителем, или из штаб-квартиры SecOps в "Вратах Ада", если биотелеметрия водителя свидетельствуют о потери сознания или смерти. Только AMP-костюмам SecOps позволено выходить за периметр "Врат Ада" или шахтного комплекса. Гражданские модели MK-6 не оснащены интерфейсом системы оружия, и они не имеют креплений для хранилища боеприпасов. Туловище MK-6 бронировано, кабина защищена колпаком из полимерного ударопрочного стекла. Голени и нижние части ног отлиты из легкого металла, чтобы усилить защиту от осколков и мин. Источником питания служит газотурбинный двигатель 6849-RLF. Керамическая минитурбина - это стандартный блок питания для всех военных систем, хотя и очень ненадежный в условиях снега, песка, пыли и грязи. Костюм может работать при средней мощности до восьми часов на полной заправке топлива. Топливные элементы с автономной заправкой обеспечивают резервный источник энергии в течение двух часов использования. Контроль функционирования системы находится внутри герметичной кабины. Турбина питает серводвигательную систему, которая перемещает конечности, вращает талию водителя и опеспечивает движения пальцев путем принудительной электромеханической системы обратной связи. Это увеличивает физическую силу водителя в среднем в пятнадцать раз. Руки MK-6 могут развить давление примерно 150 кг на квадратный сантиметр - достаточное, чтобы продавить металл трубы или пробить кирпичную стену. Оружие костюма более смертоносно, чем его физическая сила. Снаряды подаются из укрепленного на спине костюма бункера через гибкую ленту, проходящую над плечом к оружию - хотя, признаться честно, лента эта нередко заедает. Пушка может быть закреплена над плечом, как винтовка, чтобы освободить руки для выполнения других задач. Другое (нестандартное) оружие является боевым ножом из твердой самозатачивающейся керамики. Чтобы увеличить наносимый урон, лезвие увеличено до длины более одного метра, но оно может разбиться при ударе о камень или металл. Обе модели костюма - боевая и гражданская - оказались весьма эффективными на Земле и Пандоре.

Дисплей водителя, на который выводятся данные радара, активной инфракрасной системы и системы пассивной пеленгации тепловых данных, размещен под ударопрочным козырьком в верхней части центральной консоли. При отказе всех этих систем костюм может работать, используя только зрение водителя. В электромагнитных полях Пандоры и при высокой влажности они на самом деле являются довольно ненадежными и, из-за невозможности производства на месте земной электроники, трудно поддаются ремонту. Когда руки водителя находятся в сервоарматуре, водитель использует голосовые команды для управления системами костюма. Внешний звук можно слышать, он усиливается и воспроизводится внутри кабины с полным ощущением направленности. Водитель может слышать другие AMP-костюмы или наземную пехоту, если она рядом, и определять их позицию по направлению звука. Голос водителя может быть усилен и транслирован через внешние динамики. Когда палец водителя активирует контрольный переключатель (на левой стороне арматуры) сервоприводы костюма перемещают конечности из состояния позиции покоя до текущего положения рук и ног водителя в одну секунду. Когда водитель отключает сервопривод (индикатор выходит с зеленого на красный) костюм переходит от текущей позиции оператора в исходную позицию "стоя смирно" в течение одной секунды. Это позволяет водителю занимать устойчивую позицию либо наоборот, резко сниматься с места.

Это интересно!
* AMP считается довольно ценной техникой во "Вратах Ада", поэтому довольно редко выпускаются за пределы базы, и, при переходе на новую территорию, они нередко служат эскортом для более тяжелых объектов, тогда как разведчикам достаются "Багги", "Лебеди" и вездеходы.
* Есть еще один способ уронить костюм - протянуть над землей кабель, о который машина попросту запнется, но тут в дело вступает манера водителя делать широкие и высокие шаги, как курица, что изрядно снижает риск подобной подляны.
* Полковник Кворич прозвал свой любимый AMP "Beyond Glory", то есть "За пределами славы", а на пушке изобразил дракона, как дань своему позывному - "Папа-дракон".

Спасибо за внимание! Надеюсь, вам понравилось.

Информация взята с Пандорапедии.