Краткий отчёт о походе.
Поскольку целью мероприятия было установить чистоту озёр которые по данным из разных источников могут быть пригодны для дайвинга, то задача выполнена в полном объёме, хотя в результатах есть ньюансы. Сразу можно выставить рейтинг прозрачности:
1. Оз. Бордуковское (оно же "Белое", Шатурский р-н Московской обл.)
2. оз. Голубое (Моск. обл, Луховицкий р-н) - Луховитское «охотничье» озеро (один из карьеров)
3. Оз. Белое (Рязанская обл.)
4. Луховицикие карьеры (Моск. обл, Луховицкий р-н)
5. Трофимовское озеро (Московская обл.)
6. Оз. Лебединое-Селезнёвское (Рязанская Обл.)
(от лучшего к худшему).
А вот чтоб рассказать подробнее и ньюансы осветить, придётся углубится в отчёт погрузившись чуток в атмосферу похода.
День 1, «На Белое»
Выехали мы с Жаком на 2 дня позже запланированного, только 2 мая. В середине дня не торопясь направились в сторону Старко-посердовского тракта, поскольку до озера всего 21км, то как говорится и пешком дойти можно.
До тракта докатились без особых впечатлений, а вотуже на вступительных лужах стало понятно что тракт сырой, не смотря на длительное отсутствие дождей, и придётся помокнуть.
Приятно удивила дорога от Старково – раньше там был широкий песчаный такт, но он зарос, и из-за нечастой езды превратился в обычную лесную дорогу, где ветки с обеих сторон тянутся к центру дороги, сосны-ёлочки, красота…
Потом горки-лужи, которые частично обходятся, но чаще объезжаются. Так до первой переправы, или мега-лужи которая не пересыхает даже в засуху. Там просто ручей течёт, который питает болота на востоке от Святого озера. Там Жак отстал поскольку появились сложности с велом, ну а потом он нашёл самый глубокий проход по заводи. Тем не менее меня он резво догнал незадолго до выхода из леса… точнее где тот был лет 20 назад, теперь это просто лес и дорога по нему. Зато воды там явно меньше чем раньше, большая часть – сухая дорога, но некоторые участки как и раньше обойти можно только через лес.
Непосредственно перед Посердой дорога хоть и в зарослях лесных густых, но очень глубоко колейная и под водой. Мы хоть и разными путями с Жаком проходили, но погрузится умудрились почти по пояс вместе с велосипедами. Зато на выходе узнали место, где как-то перекусывали, тогда это было поле, теперь уже молодой лесок…
От Посерды начинается асфальт, который сразу навевает ностальгические воспоминания о прежних походах, почему-то в основном «Expedition’98». Резидент, его педаль, и всё такое. И как-то быстро и незаметно выкатились в Белое, и промесив неспешно пески заезда, спускаемся к озеру.
Понятно что лда в помине нет, на берегу несколько сумрачных рыбаков, и мужик с здоровенным кавказцем (порода собак) около грандиозного бруствера с бетонным укреплением от автомобилей. Хотя те всё равно проезжают ближе к лесу. Мы доехали так до выходного ручья, где я заметил отсутствие гидрозатвора. Зато есть аж 2 мостика и небольшая сливная труба.
Выбрав место поукромнее, хотя там это невозможно – высокие сосны с кронами наверху делают берег «прозрачным», решили встать на стоянке со столом и лавками.
На Белом озере
Готовим на горелке.
Прямо позади нас стенды с грозными предупреждениями чего тут делать нельзя, что это заповедник, вход и пребывание в котором продаётся непонятно кем, но явно не государством. Зато есть контейнер для мусора и вполне годный сортир. Короче место зацивилино основательно.
Переходим к замерам прозрачности.
Я давно здесь не был, но всё равно заметил, что вода хоть и чистая, но мне всё время казалось, что я ожидал чего-то лучше. Лазер довольно далеко проникает под воду, всегда виден пятачок на дне, но и луч хорошо выделяется.
Но самые интересности начались утром, когда мы засобирались к дальше.
Пришёл тот самый мужик с собакой, который, как оказалось, по сути - «хранитель» озера. Разговорились об общем, и он нам поведал весьма грустные ньюансы…
Ньюанс 1-й – озеро ещё прозрачное, но это не надолго. Причина: какой-то рыбак-дибил запустил в водоём толстолобика, который будучи тут инвазом быстро сожрал все фильтрующие воду водоросли, и озеро начинает мутнеть и заболачиваться.
Ньюанс 2-й. Озеро заболачивают местные олигархи, которые накупили участков на берегу, отстроили коттеджей (их видно) и бани, и им нужно, что бы сразу из бани можно было бултыхнуться прямо в озеро. А поскольку берег немного дальше, они регуляно затыкают чопиком сливную трубу, что приводить к повышению уровня и заболачиванию. Как раз наш знакомый каждый день ходит и этот чопик вышибает. Правда, говорит, последнее время олигархи расслабились, затыкают уже реже.
Ньюанс 3-й. Подводной охотой можно тут заниматься, только охотить уже почти некого. Толи толстолобик икру других рыб пожрал, толи перебили, но таких щук и линей как раньше он уже лет 15 не видел. Кроме этого исчезли моллюски и раки, которые чистили дно.
А место где мы стоим, разумеется платное, только понятно фиг мы кому платить будем. А платное оно не потому что заповедник, а потому что частники из Дома отдыха на берегу выкупили эту территорию. Ну, можно поспорить если чо – по закону 40м от воды – водоохранная зона, там в собственности ничего быть не должно. Или нехай кадастр предъявляют
Но по итогу вода ещё достаточно читая и прозрачная.
День 2. Лебединый.
Не, лебедей мы не видели
Мы двинули по маршруту, наслаждаясь солнечной и тёплой погодой, слегка ветренной. Катили ровно до трассы на Касимов, в то место где Эльф когда-то радугу снимал. Там рядом кафешка с кусачими ценами, но вкусными кексами и уютная. Там я заказал чаю с лимоном с кексами, и мы сделали такой лёгкий перекус с отдыхом. Потом пообщались с продавцом самоваров на другой стороне дороги, и погнали к оз. Лебединому около д. Селезнёво.
Найти проезд-проход к озеру удалось не сразу. Я не туда свернул, раньше, потом там где поворот – оказался заезд на территорию какго-то очередного кемпинга, и там на нас сразу накинулись персоналии «Это частная территория!». Их территория нам нафиг не нужна, тем более что у них к озеру проход закрыт забором. Пришлось выехать и найти грунтовку в объезд этого забора и так выйти к берегу озера.
Вода в нём оказалась… ну так себе. Видно влияние торфяников, конечно не Бужа и не Пра, но вода мутновата для дайвинга однозначно.
Вода в лебедином озере
Мы немного снова перекусили-отдохнули, и ломанулись дальше по маршруту.
Следующая наша цель – уже в Луховицком р-не Московской обл., а мы у Спас-Клепиков в Рязанской. Понятно, что сегодня туда не добраться, но подобраться поближе к Белоомуту с паромом надо. Так что мы прибавили ходу и довольно бодро пересекли город Спас-Клепики и вышли на трассу Рязань-Владимир. По пути вспомнил поворот на Болонь – унылое место, застрявшее в безвременье между застоем и пост-совком.
Без раскатки я начал уставать, и стало понятно, что на отрезке Рябиновка-Малиновка придётся искать стоянку. Воды у нас хватало чтобы встать где угодно, вопрос только в то – где. Поэтому даже не доехав до Рябиновки нам приглянулось место в лесу, и после двойной разведки мы встали на классическую велопоходную стоянку в лесу – 200м. от дороги по лесу, нас нифига не видно. Развели костёр, где наконец-то смогли высушиться после вчерашних погружений на Старко-Посердовском. Жак снимал костёр и макарошкопад, я прикидывал на завтра варианты, если не получится проехать через полигоны рязанских десантников, как было по маршруту.
Стоянка
Вечер вышел подозрительно томным, зато ночь получилась довольно холодной. Снился какой-то убогий мир с разваленной промышленностью с странным населением…
День 3. Упоратор.
Солнечно, но прохладно. Довольно оперативно встали, поели и собрались. Выехали на трассу и взяли курс на поворот к Шехмино.
По-путно замечаю, что уже нет той вышки, с которой я в 98-м с Рязанью по рации связывался когда Разрушитель потерялся под Криушами, а потом на неё Эльф залезал в «Головановских слёзах», нет того кафе-шашлычной, после которого Резидент уснул на веле около тех же Криуш.
После поворота на Шехмино дорога идёт виляя по местам пожаров 2010 года, но уже зарастающим молодым лесом, а редкие военные машины на ней давали простор и свободу, от которой успели отвыкнуть на трассе. Особо можно выделить место – урочище Ванда (Вижн). Наверное персонаж Марвел отсюда родом…
Шехмино находится как раз в том месте, где стоило если не устроить перекус, то хотя бы закупится. Поэтому когда мы увидели там магазинчик, то рванули к нему. Но от закрыт. И обитатели наотрез отказались открывать. Абидно
Я потом долго бухтел на них, пока не вспомнил, что сегодня – среда, а у них как раз среда – выходной… Короче, не солоно и вообще никак хлебавши, едем дальше, до н.п. Хворостово. Опять пустая хорошая дорога по лесу и так много километров, пока вместо нас. Пункта не упирается… в военный городок. КВ-антенны, похожие на башенные краны, радары, КПП, плацы, казармы, штабы, всё размечено и покрашено, всё чётко и по-военному. Но никаких препятствий для проезда по маршруту. Видимо удалённость и труднодоступность с другой стороны позволила сэкономить на заграждениях и шланг-баумах.
И вот мы едем среди тренировочных коплексов, парашутодромов и разных стрельбишь, навстречу попадаются одинокие десантники в разных званиях, с которыми мы обмениваемся отдачи воинской чести. С моей шляпой наверно это смотрелось мегаэпически…
Но есть всё равно хотелось. По крайней мере – мне. Жак как-то более устойчив оказался. Как только удалось добраться в лес сразу за аэродромом и танковым полигоном с парашутными площадками, мы затёрлись в повороте на перекур.
Закончив перекус сочным яблоком из жаковых запасов, мы двинулись дальше – 8км до д. Сельцы. Но тут уже не асфальт, а песок. Глубокий и рассыпчатый, что даже Жак иногда в нём вязнет. А где не вязнет и едет, то там вязну я, причём гарантировано – у меня заднее колесо слишком узкое, и быстро закапывается, так что проехать за раз получается от 2 до 20м, не больше. Так что я начал отставать, буксовать, и соответственно – упарываться.
Всё 8 км – это песок, лес, повороты на танкодромы, какие-то военные сооружения и песок и песок. К мосту через ручей Жак уже въезжал в Сельцы, а я окончательно упоролся.
Вечерело, так что пока магазин в Сельцах не закрылся (недеюсь) Жак поехал туда за покупками. А я упорно упоровшись продолжал штурмовать пески уже к досчатого забора объекта «Сборы МАДИ». Ближе кСельцам дорога стала поплотнее, и можно ехать, но песка всё равно много. Жак говорит, что он около храма (Пресвятой какой-то), в розовом магазинчике купил мороженное и сок, и ждёт меня.
Там даже рядом под навесом столик есть, для удобства. Но скамеек нет… Для неудобства…
Там я что-то долго пытался разупоротся, думая как можно сделать упорометр. Но упоратор в виде песка на дороге, по словам Жака, вполне удался. Мало того, до Белоомута ещё 12 км, и тоже песок…
Ясно, что до Белоомута сегодня не судьба. Тем более выезд из Сельцов выглядит как одна большая песчанная гора, и не обещает ничего простого. Жак набрал в колодце воды для ночёвки, пока я кис на этой горе, а потом мы двинули искать стоянку.
Но всё оказалось лучше чем ожидалось. Дорога конечно песчаная и лесная, но вполне ездабельная. Мы отъехали ещё пару км, и ломанулись в чащу, где нашли просто сказочное место для стоянки. Опять костёр, опять томный вечер. Вокруг много кустов можжевельника и разных хвойных вперемежку с берёзами. В итоге лес совершенно непрозрачный и очень красивый, наполненный тугими лесными запахами.
А снился мне опять тот убогий мир с пром-разрухой, тех-помещениями, подвалами и странными обитателями. Я даже запомнил там всю географию, топонимику, хоть карту рисуй…
День 4-й. Контрастный.
Утро странное – вроде солнечно, но как-то зябко. Зато место – просто уходить не хочется. Глухое, дикое, скрытное.
Но надо.
Поев и собравшись, мы выбираемся на дорогу и едем. Правда не далеко – тут же находится довольно сложная переправа через пересекающий ручей, но мы перебираемся обходя по болотцу и в целом даже не замочившись. Зато потом – просто счастье какое-то.
Дорога – грунтовка, слегка песочная, едется без проблем, с постоянными небольшими горками и поворотиками. Вокруг = лес, лес, и только лес. И больше ничего и никого. Только мы, дорога и лес. И так километры, которые, кажется, не заканчиваются… Кажется, что ты настолько привыкаешь к этому дикому месту, что когда появляются первые признаки человечности, перед Белоомутом, контраст силён, и ощущение что ты вываливаешся из портала с Пандоры снова на измученную людьми и прогрессом Землю, причём в самый цивил.
В Белоомуте немного офигев от резкого перехода в цивил, заходим в магазин, закупаю что-то пожевать на перекус, а потом забиваемся ждать парома. После густого, дикого, всёзакрывающего леса стоять на берегу открытых речных просторов, где гуляют ветра – как-то непривычно и тоже контрастно. Как и сама переправа на пароме по воде. Но потихоньку привыкаешь к новому миру…
На пароме в Белоомуте
После парома в Белоомуте проезжаем большую пойменную равнину, и обычно после этого – резкий подъём на берег. Но в этот раз этого не нужно, и мы едем нижней дорогой вдоль берега, где набор высоты почти не чувствуется, но он есть. Другое дело что вся эта дорога – одна сплошная улиза, где дома стоят забор к забору, изредка размежовываясь поворотами и расосшими кустарником оврагами с ручьями. А так сплошной цивил и застрой. Но если закрыть глаза, а они иногда сами так делают – опять виден бесконечный лес, который вроде и был-то утром, а кажется что из другой реальности.
Но рано или поздно приходится проснутся.
И как только в этом бесконечном цивильном ряду образуется свободное от застройки пространство, перед Красной Поймой, мы останавливаемся в единственном микролесочке, а скорее кустах в поле на склоне, для перекуса и отдыха. По километражу мы уже близко к Луховицким карьерным озёрам, но попедалить к ним ещё придётся.
После перекуса немного полегчало, глаза перестали закрываться, но утренний лес всё ещё перед ними стоял. Мы влезли на подъём к развилке Красной Поймы, и свернув на Луховицы поехали вплоть до ж/д моста, по которому – с трудом укладывается в голове – ходят электрички прямо в Москву! Но мы сворачиваем раньше, как только проезжаем знак «Луховицы» - вдоль ж/д. Там тоже улица, снова вся в домиках и коттеджах, но уже с лесничеством. Дорога выводит к мосту, с него на переезд, и вот поворот к Голубому озеру, снова грунт. Тут у меня заднее колесо начинает тереть раму, и я отстаю от Жака его выправляя. Жак же на глаз видит, что вода в озере чистая.
Зато берег – в авто с рыбаками. Правда они кучкуются на полоске между водой и ж/д веткой на Москву, а мы пылим через болотце на другую сторону, где нет народа.
Найдя там просторное место у воды, приступаем к досмотру.
Место на «Рыбацком озере»
Вода в «Рыбацком озере»
Судя по лазеру – вода очень похожа по прозрачности на ту что в Белом озере. Тоже есть взвесь, луч виден, но и пятно проходит довольно глубоко. Впрочем, и просто визуально понятно что прозрачность достаточная. Жак не удерживается, и не смотря на довольно прохладную погоду лезет купаться, но в палатке готовим на горелке, причём включаем на обогрев. И не зря – ночью всё покрылось инием. Несильно, но минус всё же был.
А я опять в том мирке в пром-разрухой летаю… Да что ж такое, неужели воспоминание о Болони так действует?
День 5-й. Озёра и говны.
Несмотря на колотун утра, Жак снова полез в воду.
Наблюдение за табунчиком авторыбаков, который вчера вечером набежал на озеро, показало, что к ночи они рассасываются. Утром – никого нет. Но на вечерний клёв опять понабегут. Точнее понаедут.
Мы опять готовим в палатке под тентом на горелке, ветер порывистый, но довольно ясно-солнечно. Правда при этом куртку снимать как-то не хочется. А у нас ещё целая пачка озёр к досмотру, благо они все рядом.
Переезд ж/д в Луховицах – довольно «альтернативное» сооружение. Перед ним от основной ветки отделяется путь, который ведёт (или вёл…) к какому-то полуразрушенному предприятию на берегу ещё одного озера. Так вот, через этот нерабочий путь построен добротный основательный мост, а вот через пути по которым идёт всё ж/д сообщение – обычный переезд через рельсы.
С этого моста хороший вид на сл. озеро, но проехать к нему сложнее из-за этого предаприятия. Но если проехать между переездом и мостом, то там есть поворот, который как бы ведёт к зданию гостинницы и ДО по совместительству на берегу, кроме того там длинная хорошая дорога к посёлку на берегу того же озера, и песчаный съезд сразу к воде, хотя он сильно обрывист.
Так что, немного попутав, мы оказываемся у воды.
Над озером «Курортным»
Озеро почти круглое, небольшое, меньше пожалуй Белого. Но приэтом сильно закурорчено – там куча водных велосипедов, и всяких курортных сооружений, словно мы очутились на пляже где-то в Сочи. А вот вода, хоть и не мутная, но для дайвинга не тянет совсем, чем-то похожа на оз.Лебединое.
Озёрный курорт
Поскольку все озёра тут карьерный и Луховицкие, пришлось срочно придумывать им названия что бы не запутаться.
Первое, с рыбаками и более-менее водой, где ночевали, назовём «Рыбацкое». Вот это круглое а-ля «сочи» - «Курортное». О-кей… Разобрались, погнали дальше.
А вот дальше мы бы хрен нашли бы дорогу, если бы не снимки их со спутников. Что бы попасть отсюда в дальнейший «Озёрный край» надо проехать весь курорт навылет, упереться в площадку с гаражами и забором какого-то предприятия (работающего, похоже связанного с хранением газа или что-то вроде того), и продолжить движение вдоль как бы ж/д в сторону Москвы по грунтовке, довольно хорошо укатанной. И вот тут резко попасть на подход к следующему озеру.
Вот это озеро весьма интересное. Пожалуй, начать можно с того, что не смотря на то что оно довольно большое и протяжённое, подходов к нему практически нет, лёгкий – он же и единственный, но там много народу и не расположится. И судя по следам – это вообще мало кто делает. Далее – оно довольно дикое. И вода довольно прозрачное. Напоминает что-то в лесной глуши… В воде видно как шныряют мальки, а дальше от берега тёмные спины рыбин покрупнее. Над водой меж торчащих стеблей камыша носятся с криками низко чайки и ещё какие-то птицы, видимо охотятся. И вполне удачно. Озеро называем «Охотничьим». Вообще здесь и вода, и её содержимое располагает именно к подводной охоте. А заныкаться там можно очень хорошо.
«Охотничье». Единственный открытый спуск к воде.
Буквально рядом, чуть вперёд и через дорогу – берег другого озерца. Вода в нём уже несколько мутнее, само озерзо ломанной формы с очень высокими и крутыми берегами – видимо карьер довольно свежий.
Назовём его «Ямным».
Дальше надо ехать в сторону лесов по песчаной дороге где местами буксуется. И по берегу «Охотничьего» озера. Дорога проходит пустырь, и ныряет в сосновый лес с следующим набором озёр. Их два, и мы остановились в месте, где их разделяет высокий и узкий перешеек. Оба оказались примерно одинаковые по чистоте, примерно такой, как была р.Пехорка в начале 90-х около Кучино. Т.е. видимости больше 2-х метров не дать, а то и меньше, но если воду не баламутить… впрочем, есть тут и получше. Зато оба озера довольно «лесные», хотя следы говорят о частых пикниках на берегах. Короче «Пикниковые» озёра. И всё это на картах под общим названием «Голубые озёра».
Одно из «Пикниковых» Голубых озёр Луховиц
Но теперь нам надо перебираться снова через Оку, но до этого ещё добраться надо. По треку нужно преодолеть лесной массив и выйти к д.Городец, но перед ней свернуть на прямую дорогу в сторону трассы от Красной Поймы на паромную переправу к Дединово. Но есть ньюанс, точнее он на карте – если проехать в Городец, то можно по асфальту выехать к мосту через Оку на трассу М5, хотя получится крюк километров в 20. Решили, врое как принять решение по состоянию дороги перед Городцом.
Дорога лесная, местами сильно запесочена, но большая часть оказалась проезжабельной. На выходе из леса – очень глубокие пески, хорошо что там мегаспуск. Пошёл несильный но плотный дождь, Жак упылил вперёд и проехал мимо поворот к трассе, сделав, как я понял, выбор в отношении «через Городец». Там он у местных жителей запросил заправку водой, и его отвели к сважине, где он залил полные баки хорошей чистой воды. Я же доехав до него, увидел, что из Городца есть дорога через поле, которая тоже выведет на паром.
Дождь тем временем прекратился.
Перспектива ехать +20км с фурами и плотным трафиком по М% пугала больше, чем 3,5км по полям, тем более дорога.
Местный, который наливал жаку воду, откамментировал эту идею так:
- О да, есть эта дорога. Ездим по ней. Не, на машине сейчас наверно не проехать, но вы на велах должны проскочить. Мы на ней на УАЗ-иках дрифтуем иногда.
- Да ну, там сейчас воды много, не проехать – вступила в разговор соседка.
- На великах проедут, эти смогут…
В общем, мы свернули на эту «короткую дорогу»….
Сначала она вполне проезжабельно отпетляла по задворкам, и потянулась в поле. Там грунт и так не твёрдый, но от дождя размяк. Но ехать, хоть и с трудом можно. Постепеноо она превращается в просто 2 грязных колеи, но можно ехать или идти рядом по траве, что и делаем. Вскоре дорога стала просто двумя паралельными бороздами с водой посреди размякшего и немного заросшего поля чернозёма.
Я решил не давить из вела болотоход, и пошёл пешком. Жак давил сколько мог, но когда упёрся в кусты, где надо перебираться на другой берег дороги, вел завяз в одной колее и стал туда всасываться. К этому моменту я ушёл метров на 150 от Жака вперёд, причём там поле поплотнее и посуше. Пришлось возврашаться и вытягивать вместе с ним вел из колейных говен.
- Вот тебе твоя короткая дорога, - ворчит Жак, - а могли бы по асфальту ехать…
- Зато не по трассе с фурами, - парировал я.
- И сколько нам так ещё?
- 3,5км, может меньше. А, у нас же сок остался, ещё в Сельцах купленный, достанешь?
- Нет! Вот когда на асфальт выйдем, тогда и пить его можно…
Жак снова поехал, а я пошёл – впереди недалеко дорога пересекает ручей, так что смысла корячится не вижу.
К переправе через ручей мы пришли одновременно. На вид ничего особенного, просто глубина от 30см, проточная вода и нет сухого обхода – плотные кусты и заболоченность вокруг. Соответственно шкандыбать нам по дну. Ну мы и пошли….
И вот тут выяснилось, что дно тут из говен и ила, и велы туда не просто всасываются, а ещё эти всем забивается вся ходовая, крылья и вообще всё покрывается этими говнами. Преодоление ручья превратилось в квест на спасение велов из говеного плена. К середине переправы, а она метров 20 всего, колёса велов уже не могли крутится, так что тащили просто как мешки, благо говны скользкие. Но на воздухе быстро сохнут и схватываются. Мы передвигали велы, утопая в говнах по 20-40см, постоянно отковыривая набирающийся за этот участок огромные комья грязи. К выходу из воды велы можно было только переставлять, но они весили из-за налипшей грязи раза в 2 больше.
- Да, Беркут, «зато не с фурами по трассе», да!? – Жак не сдерживал эмоции.
- Э… Это ж «короткая дорога», классическая. А так знал бы что тут такое, лучше бы крюк километров 40…
- И что, ещё так 2,5км?
- Посмотрим, не думаю.
Выбравшись на место, где трава уже могла не дать говнам налипать, мы занялись чисткой, чтобы хотя бы колёса могли вращаться. Жак постоянно бухтел на тему «Зато не с фурами», а я вспоминал говны в Аксу, в походе на Казань, и поскольку эти приключения по сравнению с Аксу были незначительны, это предавало оптимизма.
Но велы оставались извазюканы по самый небалуйся всёравно, датом что катится уже могут. Вот и покатили мы их дальше.
Дальше дорога стала на самом деле немного лучше. Если бы не дожди, наверно вообще ехать можно было без проблем, но сейчас ехать мог только Жак, и то, потому что сзади у него покра широкая, а у меня уже и она как в песке иногда проваливается и вязнет. Но и я тоже местами еду.
Понятно что на асфальт Жак выбрался первым, и минут 15 меня там ждал. Там мы устроили передых, некоторую добавочную чистку, ну и небольшой перекус. Я наконец дорвался до сока сельцовского.
Но солнце ещё высоко, причём уже светит, так что ехать нам ещё и ехать. Погнали на паром.
Дединовская переправа – сооружение значительно более мощное и добротное, по сравнению с Белобомовской. Да и сам паром по-новее. Жак не упустил случая, пока ждали паром снова почистить вел, прямо на площадке ожидания, которую видно, что тщательно моют, и иоставил там кучки горордецких говен, что было замечено паромщиками. После переправы они ему сказали отойти подальше, когда он только сошёл на берег, и стал присматриваться к велу.
На пароме в Дединово
Теперь нас ждёт длинная, открытая всем ветрам и прямая дорога до Сельниково. Первые километров 5 по ней Жак отставал, пока не обнаружил что у него что-то попало в тормозную систему и что-то не так с колёсами. Городецкие говны не отпускали… Когда на пит-стопе около р.Прорва он всё подчистил и поправил, то поехал явно бодрее, и я снова начал от него отставать, к тягун перед Сельниково вообще пошёл пёхом.
Зато дальше уже спокойно и не торопясь едем.
А едем мы до д. Левино, за которой притаилось Трофимовское озеро.
Найти это озеро не зная где оно спрятано – не самая простая задача. Левино надо объехать по краю, потом спустится по лесу, и выкатится на дорогу у берега. Половина озера опоясана бетонной дорогой, а берег между ней и водой -= через каждые 3-5 метров по рыбаку с авто. Севернее – поля, на которых работает техника, и кран загружает в комбайн удобрения (аммиачную селитру, кстати). Холод, ветер, солнце.
Мы неспешно огибаем озеро, выезжаем с бетонки на грунт, обходит трактора и кран, спускаемся по уже не столь накатанной грунтовке к берегу, и встаём подальше от людей. Но на берегу. С дровами тут совсем никак, так что готовим на газу, заодно греемся – холодно.
Стоянка на Трофимовском озере.
А вот вода в озере довольно мутноватая. Не так чтоб совсем невидно ничего, но явно не поныряешь. Да и сель-хоз деятельность на берегах явно не добавляет оптимизма – поскольку все нитраты понятно будут в воде.
Закат на Трофимовском озере.
Луна на Трофимовском озере. Заморозки.
Ночью был жёсткий минус. Палатка покрылась льдом, всё вокруг – инием до белизны. Зато луна светила… Но снимать это как-то не хотелось – колотун сильный, так что выйдя из палатки хотелось сразу зайти. Тент в этот момент вёл себя словно кусок жести – как согнёшь – так и остаётся. Но мы его осторожно, что бы не сломать…
День 6-й. Асфальтный.
Что бы понять события этого дня, придётся сделать небольшое лирическо-техническое отступление.
В процессе похода мы, в особенности Жак, потребляет намало электричества, в основном для зарядки своего смартфона. Ну и я то же. Для автономности в этом вопросе жак предусмотрел 2 велогенератора – один от мотор-динамы во втулке переднего колеса, другой от генератора от цепи. Однако последний умер ещё по дороге к месту старта. А второй, это выяснилось в первый день, а точнее на Старко-посердовском тракте, работает, только толку от этого нет – за ним перед преобразователями стоял диодный мост собранный как насоветовали на форуме на экономичных диодах Шотки, которые не будучи силовыми с p-n переходом, приказали долго жить сразу как с генератора стукнуло более 30вольт. Короче вся эта генераторно-зарядная система окуклилась ещё в начале похода… но И на этот случай у нас были повер-банки и к ним резервные заряженные накануне похода акумы.
Так вот, ещё на говнах стало ясно, что и им приходит конец, ибо ежедневная зарядка смартфонав выедает запасы довольно шустро. Так что к этому дню уже явный зарядный голод был значителен. Это подорвало жакову мотивацию, и ему захотелось побыстрее к розетке…
До кучи измерения утром показали, что у меня цепь растянута уже сверх всякой меры, и в любой момент вел может превратится в самокат, хотя пока признаков к этому нет, но по опыту – всё происходит быстро – немного хрумков с проскальзыванием цепи по съеденным ею зубцам передач, и вуаля – педальная тяга идёт на минус с жутким хрипом.
Жак сразу углубился в навигационную логистику, и прикинув нашу среднюю скорость к километражу и расписанию электричек, выяснил, что если мы не поедем через Бакшишево на Тасино после оз.Бордуковского, то есть шанс успеть на электричку совмещённую с вековской, и уже завтра оказаться на базе (у розетки…). Нор для этого надо не просто уложится километрами во время, но ещё и с запасом, на всякий реальный случай. Короче, придётся «гнать»…
А гнать надо сначала до Егорьеского шоссе, потом свернуть с него в сторону Кривандино, и оттуда уже очутится на оз.Бордуковское. А потом назад к Кривандино ещё порядка 10км до платформы. По идее – успеваем, но это только по идее.
Я же понимаю, что маршрут через Бакшишские Торфяники и Шушмор за ними таит явно не считанные метры говен и болот, а километры, поэтому велик шанс оттуда шкандыбать или пешком, или на буксире Жаком. Впрочем, если чо, можно заночевать на Бордуковском, а потом по ситуации, хоть пёхом до Кривандино.
Плотно поев и быстро на холодном ветру собравшись, мы выдвинулись в путь. Сегодня о городецких говнах и просёлках можно не думать – у нас один асфальт. Середина под как бы перекус – Шарапово, с поворотом на Кривандино. Но до него ещё добраться надо. Километраж большой, скорее всего не осилю, так что решили где-то по дороге заночевать, что бы к оз.Бордуковскому успеть гарантированно.
И вот, несмотря на ясную и солнечную погоду, мы едем не только в термухах, но ещё и куртках. Правда куртки иногда снимаем.
После Старого Спасса к Починкам я начинаю замечать, что у меня всё время заднее колесо норовит натерется об раму. Поэтому начинаю быстро уставать, хотя колесо выправляю. В Починках останавливаемся, я иду в магазин. Видимо таких деятелей как мы тут никогда не видели, поэтому к нам со стороны местных был неподдельный интерес. Сначала местная ребятня на великах расспрашивала откуда-куда едем, и зачем, затем уже подходили взрослые, с теми же вопросами но уже более витиеватыми.
- Ох, как я вам завидую, - сказала одна женщина, когда узнала что хотела, - Что вот так можете ехать, смотреть новые места что-то изучать…
- Ага, завидовать можно пока у нас отпуск. Как он кончится – это уже мы завидовать вам будем…
Выезд на Егорьевское шоссе стал некоторыи испытанием. Отвыкли мы, ну или я от такойко напряжённого трафика, где постоянно надо бдить всю дорожную обстановку, что едет навстречу, кто кого обгоняет и где фура сзади… К сожалению, как ни хотелось в этот холодный день горячего чаю или кофе, но ни одного кафе или забегаловки на участке от Бутово до Шарапово нет. Поэтому не долго думая, доехав до Шарапово, свернули на внутреннюю улицу выходящую прямо на кривандинскую дорогу и там отдыхали от трафика шоссе. В магазины заезжать посчитали нецелесообразным. А вот от дорога от Шарапово, несмотря на довольно неровное начало, оказалась приятной – идёт по лесам, и трафика нет от слова совсем. В лес мы заехали для перекуса и отдыха. Пожевали запасы в холодную, прикинули по времени – вроде успеваем, и даже с запасом. А вот я что-то стал немного унывать
.
Мы заметили, что у нас что-то стоянки были по раздельной системе – или дрова и костёр, но нет воды доступной, или вода есть, но готовим на горрелке. Хотелось бы хоть раз сломать эту систему и заночевать-отдохнуть и с тем и другим. Впереди ничего такого не светило, только какая-то странная вода около д.Саматиха, под названием р.Шуровка. Но она прямо около населённого пункта. В общем, взяли как основной вариант.
На подъезде к Соматихе лес сосновый, хороший, но ближе к ней рельеф спустился в болото. Ближе к речке – появился глухой отбойник, так что подход к воде или съезд удобный явно не светит. Однако доехав едва ли не до входа в психбольницу №11, я заметил что есть одно сухое место, рядом с дорогой, которое находится за приличным земляным навалом , и сильно заросшее соснами и ёлками. Вот только подойти туда не просто – нужен большой крюк назад в обход отбойника и болота.
Но мы это сделали.
Место нашли просто партизанское – дров, валежника – просто навалом, ручей – рядом, место хоть и рядом с населёнкой и дорогой – не видно оттуда совсем, и добраться до него тоже не просто даже если перемахнуть через отбойник – свалишься в заболоченную канаву. Раздельную систему стоянок удалось сломать по-партизански.
Это наша стоянка. Видите 2-х велосипедистов, велосипеды и палатку? А они тут есть..
В таком закрытом месте даже ветер не чувствуется, хотя он никуда не делся, и когда Жак развёл огонь, даже удивился что его поддувать как обычно не нужно.
Стоянка, отдых, еда удались на отлично. Спать легли пораньше, что бы пораньше и выехать, хотя как мы не стараемся, но раньше 11 утра у нас это не выходит.
День 7-й. Гонка.
Ночь конечно тоже была холодной, но в таком месте нам было настолько уютно, что это не заметили. Зато заметили, что уезжать не хочется. Но севшие батарейки Жака и необходимость выполнить задачу гнало нас в путь. Нам надо до цели примерно 50км ещё накатить (в итоге получилось что 60), так что поели, собрались, и в путь. Ехали крейсерски, стараясь держать темп. Но к Пожинской ноги начали уставать
Жак устроил подтяжную на остановке около поворота дороге в сторону Осаново. Тут выяснилось, что у меня ещё и лопнула сварка на креплении багажника. Неисправность не критическая, и устранимая оперативно, но устранять надо сразу, пока она не наплодила других. Так что небольшой ремонт.
Рядом тормозит легковушка, и её водитель, явно армянин, просит помощи с навигацией – ему надо встретится с кем-то, кто едет по Егорьевке со стороны Касимова, а у него навигатор дал дуба. И он не понимает, где находится, и куда ехать.
Объяснили, как могли, что ему надо выехать на Егорьевское шоссе, для начала, и как это сделать, а заодно посоветовали на нём же у приметного места «забить стрелу».
Уехал.
Но скоро вернулся.
Сказал, что решили встретится в Спас-Клепиках, но без навигатора он не понимает как туда попасть. Объяснили. Уехал.
- Беркут, ты давай побыстрее, а то он опять приедет…
Но мне что-то торопится никак не хочется… Хотя я уже получил первый звоночек от цепи – появились первые проскальзывания. Я поменял ведущую скорость, чтобы задействовать менее съеденную звезду. Но это работает только на кассете, на системе всё грустнее, но она вроде пока держится.
Следующая подтяжная у нас была уже после того, как выехали на шоссе Р-106. Чисто голову перестроить – поскольку тихих лесных дорожек нам больше в этом походе не видать, разве что от Ильичёва до Спудней. На Р-106 трафик не такой плотный как на Егорьевке, да и дорога широкая, но особого удовольствия езда по ней не составляет, тем более что из-за отдыхов-подтяжных наш запас по времени тает. Поэтому я гоню за Жаком, который, как я понял с трудом себя сдерживал чтоб не гнать под 40км/ч. Конечно отстаю, но почти не теряю из виду.
Преодолев переезд ж/д под Кривандино, въезжаем на какой-то новый автобан, который обходит посёлок и выходит недалеко от Бордуков. Тут приходится мне сделать по нужде техническую остановку, а Жак не силах ждать ломится дальше. Так что до озера мне ехать в одиночестве.
Бордуки – очень длинная деревня, очень. Едешь, едешь, а она всё никак не кончается. Потом дорога по лесу. Видно, что явно не 50 км, а уже ближе к 60-ти накатили. В паре км от цели Жак объявляет по рации:
- Я у озера. Вода чистая.
Чувствуя, что начинаю понемногу упарываться, дожимаю до озера, и нахожу там Жака.
Озеро Бордуковское
Вода в озере настолько чистая, насколько можно себе было представить. Наверно именно такой я помню воду в Белом озере.
Когда необходимые мероприятия закончили, Жак опять что-то по времени прикинул, решил что 10 км до Кривандинской платформы это рядом и быстро, решил искупаться…
Решено – сделано. Но теперь надо гнать к Кривандино, пока наша электричка не ушла.
Поехали. Жак тут уже втопил хорошо, и после Бордуков, как я не старался, ушёл из виду. Дело в том, что по сюжету и карте, есть какая-то дорога от шоссе на шатуру прямо в Кривандино, минуя автобан. Жак решил срезать по ней, и поворот на автобан проехал – я это увидел.
- Так что, в сторону переезда не едем?
- Я буду ждать на повороте.
Тем временем километраж уже тут был почти 10 км от озера. Езу за Жаком, в надежде срезать путь. Но не проехав и километра получаю сообщение:
- Кажется, я проехал мимо поворот.
Блин. Начинаю разворачиваться, почти закончил, как мимо меня проносится нечто со скоростью болида. Меня аж воздушной волной колыхнуло-обдало. Пока оно не скрылось за горизонтом удаётся рассмотреть – это был Жак. Он ехал назад, к автобану. Видимо чем меньше заряд у его акумов для телефона, тем он сам быстрее едет.
- Всё нормально, успеваем, - отвечает рация, - Этого поворота, что у тебя по плану, вовсе нет!
Хорошо, что дорога до кривандино в основном под горку, хоть и малозаметную. Почти весь автобан, переключившись на максимум и педаля, мне удавалось держать его (Жака) в пределах видимости, но ближе к повороту в посёлок он скрылся. Только сообщал по рации что видит, фаблику матрасов, а вот и поворот к вокзалу.
Конечно, мы успели, даже минут 15-20 в запасе есть. А вот билетов продать не могут нам – в кассе никого нет и не видно.
Зато на платформе можно посидеть и отдохнуть от гонки.
Контролёры в электричке отказывались верить, что в кассе никого. Но билеты продали нормально, сразу до Ильичёва. И мы, как в добрые старые времена, когда в Спудни ездили с гружёными велами из Москвы, доехав до Челюстей пересаживаемся,, проезжаем весь непроеханный по болотам участок мимо, и вывалившись в Ильичёве едем в Судни. Едем – это не совсем верно. Жак всё ещё под зовом розетки, поэтому упылил вперёд. Я же вызываю по рации и базу, и Ущелье – тишина. Ну да ладно. Зато в самих Спуднях вижу бредущего Эльфа с рацией Р-168, а на базе активную движуху с Тиреей, метанием ножей, девушкой. Жак понятно сразу включает все зарядники забив их своими акумами. Короче приехали, но нас, ощущение, явно не ждали. Всё потому, что моя жена ждала нас по графику – на 3 дня позже.
В итоге, конец похода оказался несколько урезанным и смазанным, но все задачи выполнены.