ЧАСТЬ I

В конце 1890-х профессия театрального режиссёра имела всего-навсего второстепенное значение: что-то вроде должности администратора. А лет через десять режиссёр уже приобретает совсем иное качество: превращается в начальника театра — теперь он может сам выбирать пьесу, руководить актёрской труппой, расставлять декорации и т. д. Яркий тому пример: «Театр Рейнхардта», «Театр Станиславского». Одним словом, свершилась «Режиссёрская революция». На сегодняшний день мир знает множество культовых кинорежиссёров, некоторые из которых не только являются неотъемлемой частью истории кино, но и вершат (вершили) эту самую историю, определяя её направление и характер. Впрочем, об одном из таких режиссёров сейчас и пойдёт речь...
РАННИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ

Джеймс Кэмерон родился 16 августа 1954 года, в Канаде (штате Онтарио), в городе Капускасинг. Однако детство своё он провёл в г. Чиппава, что неподалеку от Ниагарских Водопадов. На подъездах к Чиппаве в 2007 г. даже были установлены указатели в честь легендарного кинематографиста.

Отец Джеймса — Филип Кэмерон, работал инженером электриком. Именно у своего отца Джеймс унаследовал любовь к инженерии. Его мать, Ширли Кэмерон, будучи художницей, приложила все силы для того, чтобы обучить сына художественному мастерству. Джеймс настолько быстро и умело освоил технику живописи, что матери даже пришлось в скором времени организовать выставку для его работ.

В раннем возрасте Джим проявлял особую страсть к фант. произведениям и комиксам — именно оттуда он черпал вдохновение для написания своих маленьких рассказов с зарисовками. Стоит отметить, что уже тогда его истории отличались особой проработанностью, что естественным образом являлось мощным фундаментом для развития его особого сценарного качества. Джеймс думает о поступлении в университет на физический факультет. На этом этапе подростка не на шутку разделяют сразу несколько увлечений: физика, океанология, инженерия, литература, кино и живопись.


Во время (и между) уроков Джеймс писал множество фантастических рассказов. Как-то на одном из уроков биологии он написал сюжет, заключавший в себе основу для сценария к будущему фильму «Бездна». Юношу всё время толкало на всевозможные изобретения: первое, что он основательно сконструировал, была катапульта в натуральную величину, а позднее подростку уже захотелось отправить мышь в небольшой круиз по дну местной реки. Для реализации своего замысла Джиму пришлось даже построить небольшой и, самое главное, полностью функционирующий подводный аппарат!
ПОД ВЛИЯНИЕМ КОРИФЕЕВ
Спустя некоторое время на экраны выходит фильм «Космическая Одиссея: 2001» Стэнли Кубрика. Данное творение просто-напросто захватило мальчишку в свои объятья настолько сильно и безвозвратно, что на этом этапе он и решил, что теперь-то его жизнь точно будет связана крепкими нитями с кинематографом.

Поскольку время безостановочно шло своим чередом, то Джеймс приступает сразу к делу — отцовская кинокамера тут же находит своего нового владельца, в чьих руках и начинаются первые эксперименты.

СЛОЖНЫЙ ПЕРИОД
Однако на то время его мечта — стать кинорежиссёром, казалась ему иллюзией. ведь юноша был уверен, что великие режиссеры только рождаются, и шансов, чтобы воплотить эту мечту в реальность, у него нет никаких. Кэмерону в ранние годы доводилось находиться среди людей, которые считали его довольно странным и непонятным. Так что Джеймс не всегда находил друзей по интересам, ибо почти все его сверстники на тот момент: либо увлекались рок-музыкой, либо с угарным отрывом посещали диско-клубы. Конечно, у него были настоящие друзья, но в основном он сталкивался с полным непониманием. Когда Джеймс говорил, что он хотел бы стать режиссёром, - многие смеялись над ним. И как кажется, именно этот громкий и ехидный смех в адрес Кэмерона и послужил в дальнейшем для него бескомпромиссным стимулом. Этот хохот был настолько громким и частым, что вскоре ненароком он и сам стал смеяться над собой. Итог: Кэмерону всё время приходилось пролезать во все сферы профессий, работать до «остановки сердца», идти на немыслимые для продюсеров проекты, и только тогда эта размеренная "насмешка над собой" уходила далеко за горизонт — в абсолютное небытие. В 1967 году Кэмерон снимает свой первый фильм «Ниагара, или как я научился не беспокоиться и любить водопад». Вот что говорит сам Кэмерон об этом сейчас: Я учился в школе и сделал маленький 8-миллиметровый фильм. Даже не знаю, что мной руководило, я только чувствовал, что должен был это сделать. Поначалу я интересовался фотографией, а потом решил сделать фильм о своем городе. Это был мой первый большой опус.

В 17 лет Джеймс вместе с родителями переезжает в Америку в город Бреа, с окончательным решением навсегда остаться в этой стране. Проходит ровно два года... И вот, наконец-то, Кэмерон поступает в Калифорнийский Университет на физический факультет с тем вердиктом, что отныне он полностью посвятит свою жизнь науке. Желание — стать режиссёром уходило всё дальше и дальше от реальных целей. Немного погодя подросток стал уже видеть себя уже в более конкретном качестве - биологом-океанологом; а ещё чуть позднее Кэмерон принимает решение: начать пописать основы Мировой художественной литературы. Но увы, и этому выбору не суждено было спасти подростка от той огромной дилеммы, в которой калейдоскопическим вихрем крутились в его голове разнообразные увлечения. На этом неопределённом этапе жизни Кэмерона благополучно вышвыривают из университета — и с тех пор высшее образование навсегда для него осталось за дверьми престижного калифорнийского заведения. С подобной кошмарной мыслью он начинает самоотверженно зарабатывать себе на хлеб. Поначалу Джим с успехом устраивается водителем грузовика и (параллельно) школьного автобуса.

Приходилось также работать в авто мастерской. Но и даже тогда, в этот достаточно сложный период, Кэмерон умудрялся находить место и время для полноценных творческих действий: Например, время, чтобы переносить на бумагу фантастические рассказы, было только по ночам. В остальное "свободное" время Кэмерон с неподдельным упорством продолжал рисовать картины.

ЯЗЫК ОБРАЗОВ
Видение раннего Джеймса Кэмерона поражает своим уникальным смелым стилем и воистину откровенным содержанием:


Первое из выше представленных изображений (Концепт Арт Д. Кэмерона, 1974 год) — характерное для трансцендентных и апокалиптических тем, которые он изучал как художник-фантаст. На визуальном полотне трансцендентная пара вернулась через размерный портал из явственно страшного места, слишком страшного для обычного понимания Этого Мира. К слову говоря, если заглянуть в перспективу: «Кэмероновская Фантастика» отличается от большинства фантастических периферий максимально реалистичным эмоциональным поведением персонажей, стрессовым нагнетанием, более продуманной конъюнктурой и до ужаса предметной самобытностью. На следующем изображении Джеймса Кэмерона (Концепт Арт Д. Кэмерона, 1976 год) видна та общая конструкция, живописная архитектура, которая воплотила дизайн конечностей киборга Т-800, а также в значительной мере повлияла на самый кассовый фильм, вышедший из-под его рук в начале 21-го столетия.
В 1977 году состоялась премьера «Звёздных войн» Джорджа Лукаса. Джеймс (в свои 23) после просмотра пребывал под неистовым впечатлением, это был именно тот самый фильм, который он так давно мечтал поставить. Водитель грузовика буквально сгорал дотла из-за отсутствия пространства для исполинских манёвров. Мечта о кино на этот раз показалась ему ещё ближе, и потому он твёрдо решил сделать всё невозможное, чтобы истереться в мыло, но воплотить её в жизнь!

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
В 1972 году Кэмерон знакомится с официанткой — Шэрон Уильямс. Спустя пять лет совместной жизни в 1977 г. 14 февраля они заключают брачный союз. Шэрон относилась довольно скептически к неукротимой одержимости Джима кинематографом, но тем не менее старалась всячески его поддерживать.

Шэрон Уильямс
Шэрон вспоминает: Джим всё время таскал в подвал какое-то кинооборудование. Он был увлечён этим настолько сильно, что у меня это начало вызывать некоторые опасения. Помню, как я ему помогала устанавливать все эти осветительные приборы для съёмок, и вроде бы даже стала разбираться во всех этих штуковинах. Я была уверена, что данная одержимость скоро пройдёт — так же как и романтически-восторженный период проходит со временем.
ПРИКОСНОВЕНИЕ К КИНОПРОИЗВОДСТВУ

И вот, после долгих творческих метаний в руки юного Кэмерона попадает книга «Сценарии». Прочитав её, Джеймс объединяется с друзьями и вместе они уже не на шутку начинают изучать всю литературу, связанную с кино. Кэмерон делал ксерокопии на всё, что только было возможно. Если ему что-то категорически не удавалось скопировать, то он без колебаний конспектировал весь материал в очередную тетрадь.
КОРОТКИЙ МЕТР
В скором времени Уильям Вишер знакомится с компанией дантистов, которая как раз намеревалась вложить свои сбережения в фильм. Вишер с Кэмероном набросали порядка десяти идей и представили их на суд инвесторов. Дантисты, недолго проштудировав часть предложенного, без особых колебаний указали на «Ксеногенезис». В итоге инвесторы согласились потратить на проект 400 тыс. долларов, однако когда принялись методично собирать финансы, оказалось, что найти им удалось лишь двадцать тысяч. Джиму было на это, мягко говоря, наплевать. Ведь ему представлялась возможность снять фильм, бюджет которого не требовал от него шарить по карманам в поисках денег. Упускать такой шанс — было сродни тяжкому преступлению.

Рисунок Д. Кэмерона, 1976 г., ставший каркасом для «Ксеногенезиса»
Из фольги и футболок Вишер (совместно с Шэрон) начал сооружать костюмы, а Джим бродил по районам в поисках покупки пластиковых моделей и самолётов для сборки космического корабля. Ещё во время съёмок Шэрон самоотверженно помогала своему бойфренду: ей пришлось даже работать в ночные смены — только для того, чтобы Джим мог спокойно снимать фильм. Когда пришло время выходить на площадку, Джеймс попросту растерялся. Как работать с актёрами, - Кэмерон не имел абсолютно никакого представления. Он стоял посреди дорогой арендованной техники, делая вид, что всё знает. Так или иначе, первым кадром, что снял Джим — стал спецэффект: наложение реального ландшафта на стекло с нарисованным задником. Полученный результат произвёл на молодого режиссёра неописуемый восторг, в то время, как у дантистов абсолютно никакого восторга не было. По раздумав, инвесторы решили не продолжать съёмки и проект был закрыт. В итоге, спустя четыре месяца съёмок, Кэмерон имел на руках нечто похожее на 30-минутный любительский фильм. Окончание «Ксеногенезиса» никоим образом не расстроило Джима - он не хотел, чтобы все потраченные усилия не пропали даром и, в конце концов, юный Кэмерон принялся за кропотливый монтаж отснятого материала. Финальный монтаж, конечно же, так себе, но самое главное — на выходе получился двенадцати минутный ролик с внушительными спецэффектами, который и стал отправной точкой для карьеры одного из самых влиятельных режиссёров нашего времени. Правда, до этого ещё было очень и очень далеко.
Фильм идёт около четверти часа и является образцом того, как в домашних условиях можно сделать декорации и спецэффекты поистине Большого Кино. Кстати, одна из особенностей Кэмерона и состоит именно в том, как он, проверяя шаг за шагом, грамотно расходует бюджет на фильм. До сих пор многие продюсеры не могут понять, как Джеймс добивается технического наполнения в 1,5 раза, а порой и в два раза выше от поставленных различными кинокомпаниями в контракте задач. Рэндолл Фрэйкс — сценарист, участвующий в написании сюжета к короткому метру «Ксеногенезис». Кэмерон до сих пор считает Рэндолла своим учителем в деле сценарного искусства.

РАБОТА В КРУПНОЙ КИНОКОМПАНИИ
В 1979 г. Джеймс приходит на киностудию Роджера Кормана «New World Pictures». В качестве портфолио Кэмерон демонстрирует «Ксеногенезис». Впечатлившийся реалистичными миниатюрными моделями, Корман безоговорочно принимает молодого канадца на работу.

«Я был на седьмом небе от счастья. Пришёл домой, не чувствуя под собой ног. Я буду работать в киноиндустрии! Боже мой! В тот момент не было на свете человека счастливее меня». (с) James Cameron
ПОД КРЫЛОМ «NEW WORLD PICTURES»

Вдохновившись «Звёздными войнами», Корман решил создать в недра своей студии космооперу: фильм получил название «Битва за пределами звёзд», который стал самым дорогим для Кормана на тот момент — 2 000 000 долларов.

Правда, большая часть бюджета ушла на гонорары актёрам. И тут нарисовалась проблема: никто в студии Кормана не знал, как создать космический фильм за оставшиеся деньги. Однако такой человек нашёлся... В режиссёры, разумеется, Кэмерон не метил, - его устраивала почти любая работа: строить миниатюрные декорации, создавать специальные эффекты, рисовать анимацию и всё в таком духе. Поскольку вакансия оператора-постановщика была уже занята, руководитель отдела по специальным эффектам, Чак Камински, смог лишь предложить Джиму место в мастерской, в стенах которой и велась работа по созданию миниатюрных моделей, а также полноразмерных декораций. Кэмерона это устраивало более чем. Стратегия Джеймса заключалась в следующем: попасть на студию, и словно вирус, захватить на ней необходимое ему пространство. Впрочем, так и вышло. На студии царил хаос. Этот хаос и стал идеальным плацдармом для Кэмерона: он всё время обучался, делая акцент на тех деталях, которые считал нужными.

Так, он незамедлительно начал продвигаться к следующим этапам определённых профессиональных должностей: Кэмерон рисовал эадники, фокусировал спецэффекты, создавал модели, готовил фронтальную проекцию и придумывал дизайн в качестве помощника художника. Его умение требовалась почти на всех подразделениях. На начальном этапе производства не был разработан основной космолёт фильма. Само собой, Кэмерон вызвался сделать эту работу сам, так как попасть в поле зрения продюсера нужно было немедленно. На выходе дизайн получился весьма специфическим — корабль с формой женской груди. Впрочем, магической эйфории Кормана не было предела!

Соответственно, позиция Кэмерона выросла в разы. Особенно в тот момент, когда он нашёл решение главной головной боли: как придать изображению реалистичность при совмещении живых актёров с миниатюрами? Выходом оказался "Цикл матте" (рисованные миниатюры), который нужно было использовать вместе с проекциями. Когда проблема была решена, Кэмерон полностью возглавил отдел специальных эффектов. Но за то, что Карман крайне восхищался талантом Кэмерона и продвигал его по карьерной лестнице, нужно было платить немалую цену: ненависть коллег набирала обороты полным ходом — новоиспечённый канадец шёл по головам, не считаясь ни с чем и ни с кем ради достижения цели. Дело дошло даже до того, что Кэмерон собственноручно уволил художника фильма. Так, после увольнения, Кэмерон возглавил его цех, но не для того, чтобы сидеть в кабинете и тупо командовать: Кэмерон, в качестве рабочего и руководителя, стал выполнять две работы одновременно. Всего лишь за месяц с небольшим Джеймс Кэмерон сделал молниеносную карьеру от обычного рабочего мастерской до главы департамента по художественному оформлению. На данном этапе на кон была поставлена его личная жизнь, однако Кэмерона это особо не волновало. Самым главным для него было то, что бюджет картины укладывается в рамки, а намеченный срок не идёт под срыв. Корман‚ в свою очередь, был очень рад такому исходу событий. Стоит отметить, что в рамках создания фильма «Битва за пределами звёзд» Кэмерон впервые косвенно сошёлся с менеджером Гзйл Энн Хард и Джеймсом Хорнером, писавшим музыку для одноимённого фильма. Поскольку благодаря Кэмерону буквально из ничего была создана внушительная фабрика по созданию специальных эффектов, сам Джим прекрасно понимал, что нужно срочно использовать всё это в полной мере. Поэтому он решает пойти на риск: как-то на одной из вечеринок он знакомиться с Джо Элвесом. Элвес работал художником-постановщиком над фильмом «Побег из Нью-Йорка», и вместе с режиссёром Джоном Карпентером он искал студию, которая бы занялась разработкой спецэффектов к 25 сценам фильма.

Поскольку бюджет был крайне ограничен, Элвеса и Карпентера не устраивали те суммы, что выставляли множество студий. Вот тут-то Кэмерон и предлагает Элвесу услуги своего отдела... Так как сумма, которую запросил Кэмерон, в полной мере устраивала Элвеса, предложение его было принято практически без колебаний. Стоит уточнить, что сделку Кэмерон заключал в буквальном смысле за спиной Роджера Кормана. Когда Корман узнал об этом, то, к большому удивлению Джима, он не стал ворчать на него. Увидев, какие открываются перспективы, всё, что оставалось Корману — это поблагодарить Кэмерона за проделанное соглашение, что, впрочем, он и сделал от всей души. Соглашаясь на работу над фильмом, Кэмерон даже не всматривался во все детали, и только лишь после заключения контракта он начал думать: каким образом его отдел сможет сделать всё необходимое за подобную сумму? Но к счастью, после опыта и нервотрёпки, которая царила в «Битве за пределами звёзд», работа над лентой Карпентера казалась чуть ли не легкой романтической прогулкой. Команда Кэмерона имела необходимое время на проработку эскизов, раскадровок и строительство миниатюр. Так что заказ был сдан в срок.


Джеймс Кэмерон работает над фоном города Нью-Йорк
После успеха от совместного сотрудничества над фильмом Карпентера, студия «New World Pictures» готовит в производственный процесс следующую картину, на которой Кэмерон и заработал себе пригласительный билет в режиссёрское кресло.

Таковым стал фильм «Галактика ужаса». Корман, учитывая заслуги Кэмерона, на сей раз поднимает его на пост главного художника-постановщика и, что наиболее важно, даёт ему должность Второго Режиссёра.

Джим Кэмерон и Роберт Скоттак за работой над «Galaxy of Terror», 1981 г.
Стоит особенно акцентировать внимание на том, что именно на производстве фильма «Ужасы галактики» Кэмерон впервые познакомился с декоратором — Биллом Пакстоном. Впоследствии Пакстон снялся в пяти картинах Кэмерона, а их дружба остаётся невероятно крепкой и по сей день.


Разумеется, это был типичный дешёвый фильм категории Б, но зато у Кэмерона теперь появилась возможность работать не только с грудой макетов и эскизов, но и также с настоящими живыми актёрами. Несмотря на свою дешевизну, в фильме было предостаточно проблем, но Кэмерона, как и всегда, это мало беспокоило. По сценарию героям фильма приходилось пользоваться лучевыми пистолетами, за дизайн которых отвечал непосредственно сам Кэмерон. Он разработал макеты пистолетов практически мгновенно: на подлинное оружие Джим прикрепил пластиковый молдинг, после чего с чистой совестью направил актёра на съёмочную площадку.

В сценарии также была обозначена сцена с оторванной рукой одного из персонажей, на которой должны были извиваться черви... Червей, впрочем, накопали довольно быстро, а вот чтобы привести их в движение — стало очередной головной болью. Кэмерон, недолго думая, создал из резины и гипса муляж руки, а к её верхней локтевой части подсоединил провод для надёжной передачи электрического, мать его, тока! Как только Второй Режиссёр давал команду "Мотор!"‚ электричество поступало на поверхностную оболочку муляжа и черви с натуральной тошнотворностью, словно в адской агонии, начинали свой "танец смерти".

Тем временем на съёмках данной сцены присутствовали два итальянских продюсера, приехавших к Корману по делам кинобизнеса... Чего уж говорить, продюсеры не только сильно прониклись извивающими червями, но и самим неординарным способом, который приводил их в естественное движение.

1981 г. Джим Кэмерон
Недолго поразмыслив, они принимают следующее решение: раз Кэмерон может свободно подчинить себе червей, то с рыбками у него уж точно не будет никаких проблем.

2012 г. Джим Кэмерон и Роджер Корман приветствует друг друга
Если бы в титрах всех этих фильмов фамилией Кэмерона подписали всю выполненную им работу, то позиций набралось бы не меньше восьми. Далеко ни каждый режиссёр может похвастаться настолько насыщенной трудовой книжкой.

РЕЖИССЁРСКИЙ ДЕБЮТ В ПОЛНОМ МЕТРЕ
И вот, долгожданная мечта — в 1981 г. Джеймс Кэмерон первый раз в своей жизни официально садится в режиссёрское кресло полнометражного проекта. Этим долгожданным фильмом становится сиквел «Пираньи 2: Нерест». Когда начались съёмки, Джеймс обнаружил, что съёмочная группа полностью состоит из итальянцев, которые ни черта не понимают англ. языка. Несмотря на это, Кэмерон бросил все свои силы на создание фильма: он лично занимался созданием эскизов, постройкой бутафории и проработкой специальны эффектов. Одним словом, полностью подготавливал почти всю техническую часть картины. Лэнс Хэнриксен прокомментировал подобную ситуацию следующим образом: Он работал так, будто это самый важный фильм в его жизни! Бюджет картины был настолько мал, что Хэнриксену (впоследствии ставшему другом режиссёра) с Кэмероном даже приходилось скидываться деньгами на подводные снаряжения.

Несмотря на все старания Кэмерона, как только он выполнил совокупную основную трудоёмкую работу, его бесцеремонно увольняют. Формальной причиной увольнения служит "Срыв срока сдачи картины в прокат". Притом, что основные съёмки ещё даже и не начинались. Настоящей же причиной увольнения было желание продюсера Ассонитиса использовать новичка для выполнения всей грязной работы, а после получить полный контроль над съёмками. Как только «Пираньи 2: Нерест» были завершены, Rэмерон узнал о плане Ассонитиса, после чего он в ярости вернулся в Рим (где только что был окончен монтаж), проник в монтажную и втайне от всех начал переклеивать фильм. Однако даже такому самоотверженному поступку так и не суждено было спасти картину...


Во-первых, когда Ассонитис узнал, что фильм был перемонтирован, он отдал распоряжение, чтобы студия вернула всё на свои места. Во-вторых, даже монтаж Кэмерона не помог бы выбраться этому трэшу из пучины бездарности. Ходили даже слухи о том, что О. Г. Ассонитис параллельно со съёмками фильма привлекал женский "актёрский" состав для съёмок порнографии.

Впрочем, сам Кэмерон утверждает следующее: Ассонитис намеренно поставил съёмки сцен с полуголыми девицами в самый конец, чтобы после моего увольнения лично раскрыть их актёрский талант. И ещё кое-что... Ну, Вы поняли.

Несмотря на свою низкосортность, фильм стал сенсацией на международном кинофестивале Fantasporto и даже умудрился получить на нём номинацию в категории "Лучшая картина". В остальном же, единственное, что принёс данный трэш новичку-Кэмерону, так это дурную славу.

"О, да! Это лучший фильм за всю мою карьеру! Мы снимали в Италии, почти все вокруг говорили по-итальянски, и практически никто не говорил по-английски. Моё владение итальянским было на уровне полной катастрофы, поэтому съёмки превратились в сущий кошмар. Даже не знаю, как нам удалось закончить эту картину. Меня ни то что не подпускали к монтажу фильма, мне вообще его не давали снимать!" (с) James Cameron
БЕЗ ДЕНЕГ И ПРИЗНАНИЯ
В жизни Кэмерона наступает переломный момент — если из-под его имени выйдет ещё один подобный фильм, о карьере режиссёра можно забыть раз и навсегда. Талантливые режиссёры в начале 80-ых заполонили всё, что только можно. Пробиться при таком натиске, хотя бы даже чуть выйти из низов кинобизнеса, было практически невозможно. Однако стоит признать, что «Пираньи 2» сделали своё важное дело: Кэмерон, несомненно, получил горький режиссёрский опыт, и как следствие — его доверие к кому-либо стало на порядок более закрытым. Теперь он брал под свой жёсткий контроль все этапы кинопроизводства: начиная от выбора актёров, заканчивая задокументированным условиям в координации работы художников и композиторов. Он всегда готовился к самому наихудшему варианту развития событий, что гарантировало ему почти всегда оставаться на коне даже в тех случаях, когда происходил самый непредсказуемый выпад со стороны студии или съёмочной команды. Кроме того, Кэмерон твёрдо решил, что отныне будет снимать фильмы исключительно по своим собственным сценариям: ремейк это, или экранизация — главным автором сценария в любом случае должен быть именно он.

Продолжение следует...