Насколько сейчас актуальна эта тема можно даже не писать. Но что со временем она будет становится всё более актуальна – это точно.
Причин, глобальных, как всегда, несколько. Но конечно, прежде всего интересно как с этим бороться вообще, и что мы можем сделать в частности. Но чтобы сформулировать чёткий ясный ответ и составить реализуемый план, проблему надо расковырять до косточек.
Сначала разберём проблему в глобальном масштабе.
Первая, самая главная, это безответственность человека как вида за последствия своего существования. Идя по пути технологического развития и переработки природных ресурсов, человечество совершенствует технологии, и соответственно как побочный эффект – отходы. Причём в случае человека – это ядовитые, неперерабатываемые в эко цепях планеты отходы, вроде пластиков, ядохимикатов производств и собственно бытовых отходов. Да, есть технологии переработки, нейтрализации и утилизации, однако они требуют подчас значительных средств и энергии, что беднейшие страны, где, кстати, и производится основная часть отходов, позволить себе не могут. Тут вообще какой-то замкнутый круг – эти страны потому и производят столько отходов, потому что выгодно там держать вредное производство. А тем, у кого есть средства его обезвреживать, они от того и есть, что они их не вкладывают в то, что бы их обезвреживать.
Пример Европы с его технологиями утилизации в данном случае очень лицемерен, ибо то, что они утилизируют и перерабатывают – капля в море, а средства на это счастье есть от того, что нещадно эксплуатируются ресурсы стран третьего мира. И не только третьего – США вообще отправляет свой мусор на переработку в Китай.
Вторая причина – жадность. Частично механизм уже описан выше, но – частично. Вторая часть – это то, что большинство мусора бытового (пластик в основном) – это всевозможная тара и упаковка. Все эти бутылочки из-под йогуртов, обёртки от конфет и мороженного, упаковочные материалы от бытовой техники – всё это вроде бы мелочь, но в глобальном масштабе – это страшный монстр. Причём накапливающийся от года в год едва ли не в геометрической прогрессии. Причём тут жадность? А при том, что производители и продавцы, а так же гос-экономика заинтересованы в повышении потребительского спроса, а продавцы и производители – понятно именно своего товара. Его конкурентоспособность сейчас во многом зависит от упаковки. Хотя бы потому, что товар до потребителя нужно тупо доставить в целостности и сохранности. И это умножается многократно стремлением экономик повышать ВВП и и кол-ва продаваемого товара. Для этого качество товара снижается, объёмы его наращиваются, и в итоге мы получаем горы мусора, в который он сам и упаковка превращается.
Кроме этого есть ещё промышленные и строительные отходы, которые образуются как от самого пр-ва этих товаров, так и от строительных работ.
В итоге – мусорные пятна в океанах, целые регионы в тропиках больше похожие на сплошную свалку, ядовитые пустоши от промышленности в «развитых» странах и добывающих регионах.
Теперь ближе к шкуре, поскольку большинство из нас находится в России, или по соседству, и в целом по одной земле ходим и как показывает история – везде всё одинаково практически печально в этом вопросе не смотря на границы и политику. Так что разобрав проблему для России будет легко интерполировать её и на соседние государства.
Свалочная проблема России.
Последнее время, даже не смотря на год экологии (2017) и личным участием в ней Президента и ОНФ мы имеем резонансные Ядрово, Реутово и прочие «замечательные» места и мусорные полигоны, как легальные так и нет, которые, как мы видим, уже начали «стрелять» в социум иногда в буквальном смысле.
Потуги активистов по борьбе со свалками, называющими себя эко-активистами, как правило сводятся к достаточно простому: «Закрыть полигон», «Убрать свалку», «Запретить…» и т.д. в том же духе. К сожалению, это не решение проблемы. Кол-во производимого мусора населением будет расти, а все эти «Запретить…» и «Закрыть…» приведут только к тому, что горы мусора будут расти где-то ещё отравляя до этого чистую природу вокруг.
Что бы вывести способы решения, нужно внимательно рассмотреть устройство самой проблемы, а оно видится комплексной, из 4-х основных причин.
1. Неосознанная несознательность граждан. Исторически, из-за больших территорий, в России сложился определённый менталитет-отношение к мусору, выражающийся простой формулой: «С глаз долой – из сердца вон». Т.е. выкинул подальше, в лес, в канаву, в бачок на улице или мусоропровод, урну – всё, забыл, считай «утилизировал». Понятно, что мусор, выброшенный на стихийную свалку в канаве или лесу – это безответственность вполне осознанная, особенно когда ничто не мешает самостоятельно уничтожить часть мусора , а неуничтожимую всё-таки дотащить до места его легального сбора (урны, контейнеры и т.д.) Но, к сожалению, дальше ни возможности, ни инфраструктуры, не желания у подавляющего большинства думать о том, что замусоривается не где-то там далеко а у них дома – нет никакого. Правда, пока рядом с домом не начёт вырастать очередной мусорный полигон радуя окрестности своим неповторимым амбрэ. Но и в этом случае, как видим, ничего умнее как «убрать подальше каку» в голову не приходит. Это и есть первая проблема, которую надо решать.
2. Юридическая безответственность. Сейчас, любой имеющий достаточно средств, может стать мусорным королём. Взять в аренду, или купить клочок земли, и устроить там мусорный полигон. Да, это не всегда законно, а часто и просто однозначно – правонарушение, но штрафные и карательные последствия наступают во-первых, значительно позже того, как такой стартап окупится и даст ошеломительную прибыль, и по сравнению с ней, этой прибылью – настолько мизерный, что мусорные короли вполне законно над этим смеются. А все эти замечательные таблички «Свалка мусора запрещена, штраф ХХХХруб.»? И под ними – бурно сваливаемый мусор? Потому что некому собственно штрафовать, а если бы кто-то был – у него нет законных прав это делать и мотивации для этого. В итоге никаких серьёзных юридических последствий для устроителей свалок и замусоривания нет. Это – вторая проблема, которую надо решать.
3. Нет утилизационной инфраструктуры. Давно идёт разговор о раздельном сборе мусора, делаются даже какие-то попытки – на МЦК в Москве урны уже для раздельного сбора. Правда что происходит с их содержимым – можно только догадываться. Да, есть новые центры по утилизации в московском регионе, но похоже – то всё. Тоже самое можно сказать про всевозможные акции по раздельному сбору мусора – акция прошла – всё вернулось на место. Просто потому, что инфраструктуры в масштабах страны для этого нет. Всё, что есть – это машина для вывоза, и тот самый мусорный полигон, куда она едет. В лучшем случае к этой схеме добавляется некое производство по утилизации, типа мусоросжигательного завода. Но это – если повезёт, и требует ресурсов, читай – денег. Откуда они, из бюджета? Хорошо, но тогда получается как в СССР с его уравниловкой: никто не будет ограничивать себя в производстве мусора, потому что всё равно его переработают за гос-счёт. А Гос-счёт, т.е. бюджет, на эту проблему понятно весь потратится не может и не хочет. Всегда есть более приоритетные задачи. В итоге не будет реально раздельного сбора и переработки, поскольку это нужны разные машины (для стекла и строй-мусора, для пластика, для бумаги, для металла и электроники, и для элементов питания (аккумуляторы и батарейки) – для каждого вида отдельно. Вот ещё одна проблема, требующая решения.
4. Нет программы эко-надзора за утилизацией. На простой вопрос – «Кто отвечает за ситуацию с мусором и полигонами?» как видим внятного ответа нет, как и собственно за что и как отвечать. Есть Минприроды, есть набор чиновников ответственных за землепользование, но конкретного лица, которое будет получать зарплату и нести ответственность в случае выявления нарушений в сфере утилизации и сбора мусора, а так же за образование стихийных свалок.
Теперь можно сформулировать, что нужно, что бы эти проблемы решить. А решать тоже надо комплексно, одними назначениями ответственных, чиновников и запретами точно не отделаться. Тут нужно создавать систему, которая позволит мотивировать население на уменьшение производства мусора, его раздельный сбор, с соответствующей инфраструктурой для его утилизации и переработки, контролем за этим и системой жёсткого наказания за нарушения и ответственных лиц, мониторинга, финансирования. Всё это должно быть по вполне чётким и понятным регламентам, стандартам, и плану. План, в том числе, должен содержать законодательные меры, стимулирующие производителей на производство более надёжных товаров, что бы снизить объёмы необходимого к ним упаковочного материала, да и самых вышедших из строя и испорченных товаров.
Какие меры необходимы для решения мусорных проблем в России.
1. Разработать план внедрения утилизационной системы мусора. Название, пожалуй, надо не столь корявое придумать. План этот должен предусматривать поэтапное введение мер и действий, направленных на формирование определённого отношения к проблеме замусоривания «снизу», и мотивации этого отношения, создания инфраструктуры и финансирования раздельного сбора, утилизации и переработки, и введения контроля и законодательной поддержки мотивации как «снизу» так и «сверху». Конечная цель такого плана должна подразумевать формирования законченной структуры минимизирующей как создание, так и потребление мусорогенных ресурсов, его (мусора) раздельную переработку, систему контроля и исполнения санкционных действий в случае нарушения, чёткую и ясную законодательную базу, где ответственность за нарушения экологии сбора и утилизации мусора будет значительно превышать возможные прибыли, и финансовую основу всех вышеописанных мер.
2. Создать нормативные документы, регулирующие допустимые пределы образования мусора на единицу населения, его распространения и утилизации, если таковых нет. Тоже касается раздельного сбора и его объёмов, которые могут быть разделены как «Нормальный объём» - с соответствующей оплатой, и «Превышающий» - с тоже соответствующей оплатой.
3. Внести в список должностных обязанностей глав регионов и мэров городов и поселений непосредственный контроль за объёмом постоянно находящегося мусора, и мерами ответственности за нарушения установленных норм. Возможно (если будет достаточное финансирование) создание специальных «Мусорных патрулей», служб, осуществляющих мониторинг состояния территории на предмет замусоривания, выявления нарушителей и применения к ним штрафных мер. Собственно, эти деньги со штрафов и могут быть частично выполнять роль финансовой основы плана из первого пункта.
4. Сформировать инфраструктуру раздельного сбора бытовых отходов. Это раздельные бачки-контейнеры, это обучение персонала доуправлений и всех организаций, кто связан со сбором и утилизацией, как сортировать и различать мусор, далее транспорт и логистика, т.е. предприятия по переработке сами арендуют или берут в собственность специализированный транспорт, заключают договора на вывоз и утилизацию отходов с организациями связанными сбором мусора «на местах». А на местах внедрить эффективную систему стимулирующую граждан и организации сдавать мусор раздельно. Например, в счетах ЖКХ и так есть строка «вывоз мусора». Тут появится выбор – или вывоз несортированного мусора, но дорого (оплачивается сортировка), или приём сортированного, но значительно дешевле. Это экономически обоснованно – предприятия по утилизации например картона и батарей сами платят деньги за приём таких отходов. Управляющие организации не только могут экономить, но и зарабатывать на этом, что должно сказываться на непосредственно сумме на оплату, и стимулировать источники мусора на раздельный сбор. Производственные мощности по утилизации уже есть, но их недостаточно, для развития в план из первого пункта можно добавить налоговые льготы для такого рода бизнеса, но при условии соблюдений экологических требований, норм и правил такого производства. Надо отметить, что изобретать велосипеды в этой сфере нет необходимости – всё уже придумано и работает, только не в тех объёмах и как правило далеко от нас.
5. Внедрить правовую и законодательную основу для выполнения плана. Она должна включать в себя свод видов нарушений (несанкционированный сброс мусора, приём, переработка с нарушениями нормативов и вредом окружающей среде, осуществление ненадлежащего контроля или его отсутствие для занимающихся этим организаций и т.д.), и шкала штрафных и уголовных санкций для нарушителей.
6. Проводить постоянную агитационную работу с населением о вреде и опасности замусоривания территорий, о пользе раздельного сбора и утилизации посредством СМИ и наглядной агитации.
7. Ввести систему «народного контроля» за экоситуацией с мотивацией. Например, мобильные приложения (уже есть) и сайты, где граждане могу оставлять сообщения и фото с мест выявленных нарушений (куч мусора, выброшенных из окна автомобиля упаковках и бутылок) желательно вместе с фиксацией нарушителя (тут должна работать система штрафов: если некто выбросил мусор, то его сбор и утилизация оплачивается из штрафа, налагаемого на этого «некто». Часть суммы выплачивается заявителю, обнаружившему нарушение. Если нарушителя установить не удалось, то работы по сбору и утилизации оплачиваются из бюджета организации, отвечающей на территории за этот вопрос, заявитель денег не получает, но может получить бонусные баллы, позволяющие заплатить меньше при сдаче собственного мусора). В результате ситуацию можно будет легко контролировать и анализировать руководству региона. Тем более отвечать в конечном итоге за общую ситуацию с объёмами мусора на территории именно ему.
8. Отдельная система контроля за промышленными объектами. Выявленный экологический ущерб от них они должны полностью компенсировать (и ликвидировать) за счёт собственной прибыли и бонусных выплат акционеров и зарплат руководителей предприятия. В случае, если производство в этом случае будет нерентабельным – поднимать вопрос о реконструкции производства с остановкой его работы до устранения причин нарушения. А в случае «нехватки средств» - должна существовать правовая норма, позволяющая изымать имущество у учредителей по постановлению суда в счёт компенсации нанесённого ущерба.
Что конкретно мы можем сделать.
Это, пожалуй, самая вкусная часть этой статьи. Конечно, написанное выше выглядит масштабно и захватывающе, но если это просто описание хотелок – то оно ничего не значит без нашего с вами участия. Понятно, что внедрение правовых норм, разработка нормативов, формирование инфраструктур и финансовых механизмов, как и прочего должны делать не просто специалисты, а специально назначенные или выбранные для этого персоны. Но для этого нужно чтобы эти персоны знали, что делать, и имели мотивацию для этого. А это, на самом деле, нам вполне по силам устроить. Вышеозначенные персоналии – это вполне конкретные чиновники и законодатели в государстве. А так же структуры (как то: Правительство РФ, Госдума с профильным комитетом, министерства) государства. Понятно, что столкнуть с места государственную машину не просто, тяжёлая, но как показала практика – вполне возможно.
Конкретика: есть сайт для обращений в ГД РФ (писать понятно в комитет по природным ресурсам и земельным отношениям, поскольку экологического там нет

Вот текст моего обращения, к которому был приложен файл с описанными выше мерами законодательного характера.
Цитата
Предложение о разработке и введении комплекса мер для решения проблем переработки и утилизации мусора и бытовых отходов.
Ситуация, сложившаяся в последнее время с мусорными полигонами и несанкционированными свалками требует проведения комплекса законодательных и экономических мер для её решения, в противном случае с течением времени мы будем иметь нарастание проблем в прогрессии.
Предлагаю на проработку, в т.ч. законодательную комплекс мер.
Описываемое в прилагаемом файле требует детальной проработки на уровне специалистов и профильного комитета, а так же решений на правительственном уровне.
Прошу отнестись серьёзно: это только кажется что у нас большая страна с большой территорией, где всё само собой рассосётся. Нет, за сегодняшнюю беспечность в вопросе замусоривания будут расплачиваться наши дети. Причём очень скоро.
С Уважением, общественное экологическое движение Na'vi.
Ситуация, сложившаяся в последнее время с мусорными полигонами и несанкционированными свалками требует проведения комплекса законодательных и экономических мер для её решения, в противном случае с течением времени мы будем иметь нарастание проблем в прогрессии.
Предлагаю на проработку, в т.ч. законодательную комплекс мер.
Описываемое в прилагаемом файле требует детальной проработки на уровне специалистов и профильного комитета, а так же решений на правительственном уровне.
Прошу отнестись серьёзно: это только кажется что у нас большая страна с большой территорией, где всё само собой рассосётся. Нет, за сегодняшнюю беспечность в вопросе замусоривания будут расплачиваться наши дети. Причём очень скоро.
С Уважением, общественное экологическое движение Na'vi.
Есть портал Правительства РФ. Где примерно такой же формой можно отправить соображения (в данном случае вполне конкретные, а не набор общих слов). Так же прикрепляем файл со своими соображениями и предложениями (в 2000 символов формы обращения может всё не влезть, поэтому проще прикрепить файл, как и в случае с Госдумой), и пишем само обращение с краткой сутью.

Вот что туда написал я:
Цитата
Предложение о разработке и введении комплекса мер для решения проблем переработки и утилизации мусора и бытовых отходов. Меры требуют проработки как на правительственном уровне, так и законодательном (обращение похожее направлено в соотв. комитет ГД РФ), поэтому данное обращение направляется в Правительство, для ознакомления и желательно проработки профильными министрами и чиновниками - министра природных ресурсов, министр промышленности и торговли, и курирующего вице-премьера.
Ситуация, сложившаяся в последнее время с мусорными полигонами (Реутово, Ядрово) и несанкционированными свалками требует проведения комплекса законодательных и экономических мер для её решения, в противном случае с течением времени мы будем иметь нарастание проблем как ком в будущем.
Предлагаю на проработку, в т.ч. законодательную комплекс мер.
Описываемое в прилагаемом файле требует детальной проработки на уровне специалистов и профильного комитета, а так же решений на правительственном уровне.
Конечно, то, что в приложенном файле может не учитывать массу сопутствующих факторов, но всё учесть общественники и не могут, но мы стараемся помочь стране решить проблему в меру своих сил, и рассчитываем на помощь и участие ответственных лиц в Правительстве Российской Федерации.
С Уважением, общественное экологическое движение Na'vi.
Ситуация, сложившаяся в последнее время с мусорными полигонами (Реутово, Ядрово) и несанкционированными свалками требует проведения комплекса законодательных и экономических мер для её решения, в противном случае с течением времени мы будем иметь нарастание проблем как ком в будущем.
Предлагаю на проработку, в т.ч. законодательную комплекс мер.
Описываемое в прилагаемом файле требует детальной проработки на уровне специалистов и профильного комитета, а так же решений на правительственном уровне.
Конечно, то, что в приложенном файле может не учитывать массу сопутствующих факторов, но всё учесть общественники и не могут, но мы стараемся помочь стране решить проблему в меру своих сил, и рассчитываем на помощь и участие ответственных лиц в Правительстве Российской Федерации.
С Уважением, общественное экологическое движение Na'vi.
Номер обращения, если что 1387370.
Отвечают за тему в правительстве Александр Хлопонин - курирующий вице-премьер
Сергей Донской - Министр природных ресурсов и экологии
Денис Мантуров - Министр промышленности и торговли
Далее, если реакции на это не будет, то придётся снова обращаться к Президенту, причём скорее всего при очередной «Ситуации». Уже со ссылкой, что и ГД, и Правительство получали материал для работы (если будет какой-то ответ, то его можно приложить).
Вот что хочется отметит в заключение. Не надо думать что «без нас разберутся» и что раз это их работа, то пусть они и занимаются. Во-первых, ЭТО НАША ЗЕМЛЯ! И в первую очередь это парить должно нас! Во-вторых, им кроме этого, уверяю, есть чем заняться, не факт что полезным, но на всё мозгов ни у кого не хватает. Вот, мы как бы помогаем. И даже, если, они присвоят нашу идею, и как свою толкнут и распиарят, - от и фиг с ними, нам-то главное результат, в данном случае чтобы свалок не было в лесах и у дорог, что бы люди чувствовали ответственность за замусоривание.
Если у кого есть предложения ещё, или более вменяемые - пожалуйста, пишите, сюда, а лучше - туда, где могут их воплотить в жизнь.