Сегодня исполняется 85 лет Георгию Данелии — культовому режиссеру, сценаристу и актеру, живому классику отечественного кино, чьи фильмы знает, любит и цитирует не одно поколение жителей нашей страны. Именно под его чутким руководством велись съемки картин «Я шагаю по Москве», «Осенний марафон» и «Кин-дза-дза!». Всего же в послужном списке Данилии 18 фильмов, в большинстве из которых он также был автором или соавтором сценария.
С миром кино семью Георгия Николаевича связывают крепкие узы: его мать работала на «Мосфильме» ассистентом режиссера и режиссером-постановщиком. Несмотря на это, Данелия не сразу пришел в кинематограф, а поначалу выбрал себе куда более приземленную профессию: после окончания Московского архитектурного института он устроился по специальности, архитектором. О том, что на «Мосфильме» открылись режиссерские курсы, Георгий узнал по чистой случайности, гуляя с другом и увидев газету, которую читал один человек в парке.
Дебютом Данелии в полнометражном кино стал фильм «Сережа» (1960), собравший у экранов более трех миллионов жителей СССР. В основу этой картины, получившей «Хрустальный глобус» на кинофестивале в Карловых Варах, легла повесть Веры Пановой «Несколько историй из жизни очень маленького мальчика». Уже в этом первом фильме было видно, что Данелии важнее всего раскрыть характер человека через его действия и поступки.
Далее последовали психологическая драма «Путь к причалу» и лирическая комедия «Я шагаю по Москве», в одночасье сделавшая знаменитыми Никиту Михалкова, Алексея Локтева, Галину Польских и Евгения Стеблова. Евгений Леонов, с 1965 года не пропустивший ни одного фильма Данелии, впервые появился в сатирической «ненаучной фантастике» о зубной боли «Тридцать три». А трагикомедия «Не горюй» с участием Вахтанга Кикабидзе стала предметом особой гордости легендарного режиссера, который всегда стремился держать высокую планку: «Ближе всего к тому, что я хотел, получилось как раз в этом фильме».
Несмотря на призыв не горевать, в комедиях Данелии обязательно присутствуют и драматические нотки, этакий смех сквозь слезы. «Мимино», «Афоня» и «Осениий марафон» — ярчайшие тому подтверждения. Именно благодаря Георгию Николаевичу к миру кино впервые приобщился Андрей Макаревич и его группа «Машина времени»: съемки в фильме «Афоня» принесли им приличный по тем временам гонорар. «Мимино», по словам самого режиссера, — история «о чувстве родины, об этом очень конкретном, осязаемом уголке родной земли», о ностальгии у человека, который добился того, о чем всегда мечтал. Как и «Не горюй!», эта картина — признание в любви давно покинутой стране, ведь Данелия родился в Тбилиси, но его семья переехала в Москву, когда ему был всего один год.
Вышедший в 1979 году «Осенний марафон» произвел самый настоящий переполох: ведь это история супружеской неверности, можно сказать, изнутри, глазами человека, который из-за своей мягкотелости сам себе не принадлежит. Талантливого переводчика Бузыкина разрывают на части переменчивая любовница, обманутая жена, любящий выпить сосед-грибник. А еще Андрею Павловичу приходится тратить время на труды бездарной сокурсницы и заниматься другими делами, к которым он, в общем-то, не имеет никакого отношения. «Я свою жизнь переменить уже не могу», — резюмирует свой марафон герой Олега Басилашвили.
В культовой фантастической комедии «Кин-Дза-Дза!» (1986) Данелия-сценарист использует старый добрый прием, беспроигрышный еще со времен Свифта: сделать привычное и наболевшее странным, невероятным, но при этом непременно узнаваемым. А что, если ценным ресурсом будет не золото или нефть, а спичечная сера? Что от этого изменится? И так ли сильно будет отличаться от нашего общество, в котором мерилом социального статуса окажется цвет штанов?..
Создание картины было связано с немалыми трудностями: одежду и реквизит обитателей Плюка приходилось делать из подручных материалов, зачастую найденных прямо на месте съемок в пустыне Каракумы. В ход пошли матросские брезентовые штаны, разобранные на части старые летные костюмы, куски ткани со свалки. Кое-что режиссеру пришлось красить самому, используя для этого ванну с чернилами. От чего-то приходилось специально отказываться, чтобы добиться искомого художественного эффекта: когда «Мосфильм» выделил для съемок редкую в то время пленку Kodak, Георгий Данелия и оператор картины Павел Лебешев приняли решение использовать отечественную, чтобы изображение получилось не такого высокого качества.
Премьера фильма о приключениях Гедевана и дяди Вовы на планете чатлан и пацаков состоялась в Доме Кино в Москве и обернулась провалом, но постепенно, несмотря на свою кажущуюся странность, «Кин-Дза-Дза!» начала обрастать поклонниками. Данелия как-то сказал: «Я всегда стремился достичь уровня Чаплина, когда картину понимает и самый умный зритель, и не самый умный… С "Кин-Дза-Дзой!" в конечном итоге все так и вышло».
Спустя почти 30 лет после премьеры фильма о планете Плюк и ее обитателях состоялся релиз анимационного ремейка «Ку! Кин-дза-дза» (2013). На данный момент это последняя работа Данелии. Несмотря на то, что действие из советской эпохи перенесено в наши дни, а вместо прораба Машкова и студента в шапке появились диджей Толик, норовящий все заснять на камеру телефона, и всемирно известный виолончелист Владимир Чижов, суть истории осталась прежней: героев ждут всяческие странные и нелепые ситуации в мрачном мире, чем-то напоминающем самый настоящий постапокалипсис.
В числе других полюбившихся зрителям фильмов Георгия Николаевича — «Слезы капали», «Паспорт», «Настя», «Орел и решка», «Фортуна». Помимо работы над собственными лентами, он написал сценарий к нескольким картинам других режиссеров, среди которых знаменитые «Джентльмены удачи» Александра Серого.
Редакция LostFilm.INFO от души поздравляет блестящего режиссера, сценариста и актера с юбилеем! Желаем крепкого здоровья, отличного настроения и новых творческих идей!
http://lostfilm.info...s/id25499/#1054
Страница 1 из 1
«Тостуемый пьет до дна!». Георгию Данелии — 85!
#2
Отправлено 26 августа 2015 - 13:34
Одной "Кин-Дза-Дзы" достаточно, чтобы уже сталь знаменитым режиссёром, дело которого переживёт создателя.
А то что премьера была провальной - так до людей смысл доходит очень трудно...
А то что премьера была провальной - так до людей смысл доходит очень трудно...
#4
Отправлено 26 августа 2015 - 23:00
Потому что в графе "жанр" стояло - "комедия". Вот и ждали что-то вроде "Бриллиантовой руки" или "Полосатого рейса".
Над некоторыми эпизодами и при первом просмотре кладёт под стол... Хотя кого - как... Я почему-то тогда, в 1987-м выйдя из кинотеатра сразу сказал, что нам показали будущее наше. А как выяснилось, это мало до кого дошло.
Поделиться темой:
Страница 1 из 1
1 человек читают эту тему
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей
Эту тему посетили 14 пользователя(ей)
Kamean, Максим, Vanessa, Bolo, vit, нинат, Евгений, Neytiri-Seze, Tirea, FiL, smith, EverettSib, Anitaemill, STALKER_Tipany