Это блочная схема того, что собирается сделать Жак на своём велосипеде. Полностью автономное энергообеспечение, самодостаточное.
Почти угадал.
Но о бо всём по порядку...
Началось всё с покупки туристического вела с бортовой электросистемой (динамовтулка, передняя и заднияя фары). Идея расширить её возможности возможности появилась ещё до покупки.
Номинальная мощьность генератора 3 Вт. По стендовым испытаниям, напряжение он выдаёт в приделах от 0 до 17 В (это с нагрузкой). Возможно и больше, вручную раскрутить колесо больше 20 км/ч было сложно. Провод от динамки входит в переднюю фару. В ней вот такая плата:
По сути на здесь всего 5 элементов, диодный мост, чип-резистор, трехножечный переключатель (одна из ножек пустая), непосредственно сам светодиод и нечто под названием WK29 (что это я так и не понял, возможно конденсатор). Входящие контакты от генератора и выходящие на заднюю фару объединены в один разъем. По дорожкам выходит что ток на заднюю фару минует всю эту схему и идёт почти в чистом виде захватывая только переключатель. Мультиметр определяет ток на входе в заднюю фару как переменный. В задней фаре стоит собственная схема с большим конденсатором, от которого она светится во время остановки несколько минут.
Так как я использую телефон в качестве и нафигатора и основного устройства для фото и видео съемки (про остальные функции вообще молчу), нужно было добиться от сети заряжать именно его. То есть задача выдоить из системы 5В постоянного тока.
В первый раз я использовал линейный стабилизатор напряжения типа «КРЕНка» выглоядело это так:
Зацеплено было к плате фонаря, параллельно с цепью светодиода, на пустующую ножку выключателя так, чтобы работало только что-то одно. Когда свет выключен идёт зарядка когда свет включён, зарядка не отбирает у него энергию.
Но на деле, работать это всё не захотело. При стендовых испытаниях выяснилось что при холостом ходу на выходе действительно получалось 5В, при подключении телефона, напряжение проседало до 3 – 3,5В и зарядка не шла, зато КРЕНка при этом хорошо грелась. На сколько понял, причина была в слишком низком КПД преобразования, и не слишком большой мощности генератора.
Во второй раз я решил задействовать импульсный преобразователь с высоким КПД. Был использован вот такой модуль:
В основе микросхема LM2596.
Для этого уже потребовался отдельный корпус.
Прицеплено устройство было к передней фаре, но на этот раз уже минуя вообще всю её плату, прямо к входящим контактам.
Это устройство уже работало исправно. Стендовые испытания показали что напряжение при зарядке держится стабильно, в независимости от скорости вращения колеса (при слишком низкой оно просто выключается). Ток заряда при этом находится в приделах 300 -400 мА, в реальных покатушках вероятно можно получить и больше.
Устройство было испытано во время поездки из Ярославлья в Дубну.
Телефона работал в режиме музыка + GPS-трекер, в принципе заряд при этом увеличивался, но выявилась проблема. От постоянной тряски USB кабель постоянно выпадал из разъёма телефона, замечал я это обычно только при остановке, от этого телефон довольно длительные периоды не заряжался и к вечеру первого дня все равно разрядился до нуля (изначальный заряд был около 70%). На следующий день, продолжив движение и регулярно следив за кабелем удалось к полудню зарядить его до 60%. К вечеру он опять разрядился, но уже потому что последние 50 км пути я ехал с постоянно включённой на максимум подсветкой и энергии уже не хватало чтоб покрыть энергозатраты.
Сейчас в разработке находится сдедующая версия системы.
Тут новая фара, буферный АКБ и раширенный функционал. Кроме питания телефона, устройство должно питать ещё и рацию и возможно другие устройства работающие от 12-ти вольт.
По компонентам получается следующее:
Родная фара пришла в негодность (этой зимой из за обледенения отломился выключатель, патом ещё от неё потерялась линза) теперь её обязанности будет выполнять любезно предоставленный Беркутом клон фары Magicshine MJ-808E (светодиод Cree XM-L T6 до 10Вт 1000 люмен) с внешним аккумулятором. В качестве буферной АКБ, аккум от этой же фары.
Родная зарядка от него на 8,4В столько же должен будет выдавать первый преобразователь. Расчетный ток заряда от втулки (8,4В 3Вт) не более 350 мА, средний 250-300мА.
В устройстве по сути будет 3 цепи с разным напряжением:
1. Первичная 8,4В (понижающий преобразователь мощностью до 10Вт). От неё питается освещение и буферный АКБ. От неё же питаются вторичные цепи. В будущем возможно использование более мощного АКБ в качестве буфера
2. Вторичная 10-12В (Повышающий преобразователь мощностью до 100 Вт) выходы для зарядки раций и пр. приборов на 9-24В
3. Вторичная 5В(Понижающий преобразователь мощностью до 10Вт). Выходы USB для питания различных гаджетов
Энергоовооруженность фтулки примерно 12,5 Вт/ч на 100км пробега (Из расчёта 2,5 Вт на скорости 20 км/ч). Вопрос в том что сколько будет потреблять. И будет ли вообще хватать получаемой энергии на всё то что запланированно питать. На телефон в принципе хватает, даже остаётся немного, свет хоть и мощный но используется не часто, а вот как часто нужно заряжать рацию, я пока не знаю. Хотя, они вроде разряжаются медленней телефона.
В будущем планирую в качестве буфера использовать батарею из LiFePO4 элементов.
http://velomastera.r...v=501445&grid=5
Номинальное напряжение: 3.2V
Номинальная емкость: 15000mAh
Вес 494g с винтами
Номинальный ток разряда 25А (Один элемент может спокойно выдавать 80Вт)
Максимальный продолжительный ток разряда: 5C(75A)
Максимальный пиковый (10 секунд) ток разряда: 10C(150A)
Напряжение отключения: 2.0V
Нормальное напряжение заряда: 3.65V±0.05V
Рекомендуемый ток заряда - 2А,
Максимальный ток заряда - 10A
Внутреннее сопротивление 4-5 Ом
Дальше уже можно будет заменить динамовтулку на мотор-колесо с настройкой его на режим постоянной регулироемой по мощности рекуперации. Но это уже будет другая история.