Последний месяц проблема красного шлама стала у нас особо актуальна. С небольшим перерывом из-за нарушения технологии отстоя отходов производства бокситов дважды за последние 3 недели произошли выбросы шламовой пыли в атмосферу окрестностей нашего города. Дважды формировались пылевые облака, которые распространили красную пыль на многие километры накрыв по пути 2 близлежащих поселка.
Что же такое красный шлам
Красные шламы образуются при переработке бокситов щелочным способом Байераи являются отходом производства глинозема Al2O3 -окиси алюминия.Отходы хранят в огромных отстойниках,представляют собой большую проблему потому как шлам подлежит вторичной переработке, требующей огромных материальных затрат, не окупающих само производство глинозема.
Красный шлам имеет щелочную реакцию, в состав красного шлама обычно входят окиси алюминия, железа, кремния, титана, кальция и натрия. Но иногда в шламах появляются высокие концентрации таких веществ как кадмий, мышьяк, никель, ртуть и сурьма. Что и было выявлено в Венгрии при прорыве дамбы шламохранилища.
В данном случае основное пагубное действие на окружающую среду несет не Кислотно щелочные показатели шлама, а его состав (см.выше.)
Официальные власти всех успокаивают, убеждая в нетоксичности красной пыли. Кое-кто из экологических чиновников поспешил заявить, что в небольших дозах красный шлам даже полезен — это, дескать, классное удобрение!
Только состав шлама никто не озвучил, и, судя по словам эко-инспекций и санэпидстанций, им самим он неизвестен. Во всяком случае пока.
Официального заявления о составе николаевского шлама нет.
11 марта состоялось выездное заседание областной комиссии по техногенной безопасности и чрезвычайным ситуациям с участием главного санитарного врача Украины Сергея Рыженко и начальника Госэкоинспекции Украины Павла Жила. Оба спеца сошлись в оценке шламовой пыли – она относится к 4-му классу опасности, а значит, малотоксична и малоопасна. Но, тем не менее, ущерб природе все же был нанесен (превышение концентрации железа), хотя и небольшой – на 17 тыс.грн. Эти средства предприятие оплатит в государственный бюджет - таков вердикт экоинспекции , также НГЗ обязали усовершенствовать полигон шламохранилища, исключив выбросы пыли.
И теперь все упирается в результаты независимой экспертизы состава красной пыли - если подтвердятся высокие концентрации мышьяка и ртути, власти в месте с руководством НГЗ сядут в лужу. Потому и нет доверия официальным эко инспекциям и МЧС.
Помимо всего вероятно в планах Руссала постройка нового шламохранилища , так как основные 2 уже почти полные. В ближайшие 2-3 года этот вопрос станет ребром. Так что скоро будем жить как на Марсе.
Вот несколько фото, иллюстрирующие происходящие.
Само шламохранилище №2
Даже на подъезде, в 3 км от хранилища, все деревья на обочине покрыты красной пылью
В непосредственной близости к шламохранилищу - через дорогу находиться поле с какими-то озимыми посевами, молодые зеленые побеги отливают красным ...
Сама дорога, разделяющая посевную территорию, выглядит так
На этом фото хорошо видно границу распространения пылевого облака.
Сосновый лес в 2 км от шламохранилища выглядит так:
И берег лимана:
По мере развития ситуации тут будут появляться новые материалы
Марсианское будущее
#3
Отправлено 29 марта 2011 - 06:42
#7
Отправлено 10 февраля 2012 - 17:22
Популярное сообщение!
Зима мороз и ветер - вот те условия, при которых окрестности Николаев периодически превращаются в марсианскую пустыню. Этот год не стал исключением - 25 января и 8 февраля были зафиксирован подъем значительного количества шламовой пыли из обоих шламохранильщ НГЗ. В прошлом 2011 году подобные пылевые облака нанесли значительный урон. В зону пылевого загрязнения попали села Галицыново и Лупарево.В этом году ветер унес значительную часть облака в Южнобугский лиман, превратив белый лед в красное поле. Населенные пункты мало пострадали, возможно поэтому в этом году об этом практически не говорят СМИ. И неплохо было бы вспомнить обещания властей прошлого года - провести токсикологическую экспертизу шлама НГЗ, проводить контроль над мероприятиями НГЗ, направленный на уменьшение пылеобразования. Судя по докладам руководства НГЗ и властей, потрачены миллионы гривен, а проблема стоит на том же месте.
Вооружившись камерой телефона, потрясся в маршрутке 40 минут , попал на Русскую косу где располагается шламохранилище № 1. Местность в сравнении с прошлым годом не так пострадала - основная масса облака ушла в лиман. Но тем не менее на обуви и одежде уже имеется налет шлама. Как заверяет руководство НГЗ - ведутся работы по профилактике пылеобразования. Я не увидел никаких таких работ: большая часть шламового поля сухая, пыльная поверхность. Сегодня не ветрено, потому вся пыль покоится на поверхности. Нет ни машин, поливающих шлам водой (на улице -10 и ветер 5-6 м\с), нет тут и шнекохода, который НГЗ купил более чем за 1 миллион $. На данный момент, если налетит ветерок 15- 20 м\с, снова начнется образование пылевого облака. Вопрос только куда его понесет...
Альбом тут
Вооружившись камерой телефона, потрясся в маршрутке 40 минут , попал на Русскую косу где располагается шламохранилище № 1. Местность в сравнении с прошлым годом не так пострадала - основная масса облака ушла в лиман. Но тем не менее на обуви и одежде уже имеется налет шлама. Как заверяет руководство НГЗ - ведутся работы по профилактике пылеобразования. Я не увидел никаких таких работ: большая часть шламового поля сухая, пыльная поверхность. Сегодня не ветрено, потому вся пыль покоится на поверхности. Нет ни машин, поливающих шлам водой (на улице -10 и ветер 5-6 м\с), нет тут и шнекохода, который НГЗ купил более чем за 1 миллион $. На данный момент, если налетит ветерок 15- 20 м\с, снова начнется образование пылевого облака. Вопрос только куда его понесет...
Альбом тут
#10
Отправлено 24 февраля 2012 - 00:48
Тема наболевшая, а метод решения проблемы характерен для украинских властей - деньги потрачены, но куда - никто толком не знает...
Халатность и жадность вышестоящего начальства - вот в чем суть проблемы, а неисправность хранилищ и шламовые выбросы - это уже следствие
Халатность и жадность вышестоящего начальства - вот в чем суть проблемы, а неисправность хранилищ и шламовые выбросы - это уже следствие
Скрытый текст
Человечество - самый бессердечный из всех существующих видов на Земле..
#13
Отправлено 23 сентября 2012 - 22:43
Разведка района глинозёмного завода
Давно собирался побывать в этом районе, благо, расстояние небольшое, и разведку можно провести в рамках однодневного рейда.
И вот, 1 сентября погрузился с велосипедом в почти пустой пригородный дизель-поезд Вадим-Николаев. Высадился на станции Кульбакино, на восточной окраине Николаева:
Перенося местами велик через заросли колючек, которых почему-то особенно много около платформ небольших железнодорожных станций, выхожу к переезду. Мой путь лежит на юг, через отдалённый от центра города микрорайон Октябрьский, и дальше по шоссе, идущем на некотором отдалении вдоль берега Бугского лимана. Промзону сменяют дачные посёлки, и вот, я замечаю, что обочина дороги приобретает едва заметный розовый оттенок:
Через несколько километров подъезжаю к повороту, ведущему к глинозёмному заводу:
Судя по интенсивности движения транспорта, завод работает с полной загрузкой, много фур и грузовиков движется в обоих направлениях.
Проезжаю по шоссе дальше на юг и нахожу ещё один проезд в сторону завода. Дорога здесь имеет уже ясно выраженный кирпично-оранжевый цвет, но окаймлена симпатичными лесопосадками лиственных пород -- дуба, ясеня, акации:
Пройдя через гущу деревьев справа, вижу проложенные по эстакаде трубы -- шламопровод, ведущий судя по всему, к шламохранилищу №2 (новому), которое находится в отдалении от завода, в степи, примерно в 2-х километрах по ту сторону шоссе.
Немного не доезжая до ворот, поворачиваю влево и попадаю в лес, который николаевцы называют (если не ошибаюсь) "Балабановским".
С высокой опушки открывается вид на завод, занимающий довольно значительную территорию на берегу Бугского лимана:
В отличие от наших лесов, лежащих на песках Нижнеднепровской пещаной арены, этот лес оказался проходим для велосипеда -- почва значительно более плотная. Состояние леса можно оценить как хорошее, мусор, конечно, есть, но загрязнения шламом не наблюдается:
Покружив по лесным дорожкам выезжаю к шламохранилищу №1, которое вплотную примыкает к территории завода с юга. Со стороны шоссе объект не просматривается, так как окружён высокой земляной насыпью:
Насыпь окаймляется довольно глубоким рвом, на дне которого -- заросли кустарника и невысоких деревьев:
Ограды нет, но видно, что объект охраняемый -- на насыпи стоит подобие смотровой вышки и мачта с прожекторами, со стороны шоссе выставлены таблички с предупредительными надписями:
Выбрав наиболее непросматриваемый участок, оставляю велосипед в зарослях у кромки рва и спускаюсь вниз. Начинаю понимать, что экипирован не совсем подходяще. Погода жаркая, на мне -- бриджи, в результате после прорыва сквозь жёсткие колючие заросли незакрытые нижние части ног расцарапаны до крови. Да, на любое мероприятие такого рода нужно одевать тактические штаны.
Выбравшись из рва, карабкаюсь на насыпь и вижу кирпично красную дорогу и ржавый трубопровод, окаймляющий ещё одну насыпь -- гравийную:
За которой лежит шламохранилище №1 (старое):
Оно полностью залито водой и большого впечатления не производит.
(продолжение следует)
Давно собирался побывать в этом районе, благо, расстояние небольшое, и разведку можно провести в рамках однодневного рейда.
И вот, 1 сентября погрузился с велосипедом в почти пустой пригородный дизель-поезд Вадим-Николаев. Высадился на станции Кульбакино, на восточной окраине Николаева:
Перенося местами велик через заросли колючек, которых почему-то особенно много около платформ небольших железнодорожных станций, выхожу к переезду. Мой путь лежит на юг, через отдалённый от центра города микрорайон Октябрьский, и дальше по шоссе, идущем на некотором отдалении вдоль берега Бугского лимана. Промзону сменяют дачные посёлки, и вот, я замечаю, что обочина дороги приобретает едва заметный розовый оттенок:
Через несколько километров подъезжаю к повороту, ведущему к глинозёмному заводу:
Судя по интенсивности движения транспорта, завод работает с полной загрузкой, много фур и грузовиков движется в обоих направлениях.
Проезжаю по шоссе дальше на юг и нахожу ещё один проезд в сторону завода. Дорога здесь имеет уже ясно выраженный кирпично-оранжевый цвет, но окаймлена симпатичными лесопосадками лиственных пород -- дуба, ясеня, акации:
Пройдя через гущу деревьев справа, вижу проложенные по эстакаде трубы -- шламопровод, ведущий судя по всему, к шламохранилищу №2 (новому), которое находится в отдалении от завода, в степи, примерно в 2-х километрах по ту сторону шоссе.
Немного не доезжая до ворот, поворачиваю влево и попадаю в лес, который николаевцы называют (если не ошибаюсь) "Балабановским".
С высокой опушки открывается вид на завод, занимающий довольно значительную территорию на берегу Бугского лимана:
В отличие от наших лесов, лежащих на песках Нижнеднепровской пещаной арены, этот лес оказался проходим для велосипеда -- почва значительно более плотная. Состояние леса можно оценить как хорошее, мусор, конечно, есть, но загрязнения шламом не наблюдается:
Покружив по лесным дорожкам выезжаю к шламохранилищу №1, которое вплотную примыкает к территории завода с юга. Со стороны шоссе объект не просматривается, так как окружён высокой земляной насыпью:
Насыпь окаймляется довольно глубоким рвом, на дне которого -- заросли кустарника и невысоких деревьев:
Ограды нет, но видно, что объект охраняемый -- на насыпи стоит подобие смотровой вышки и мачта с прожекторами, со стороны шоссе выставлены таблички с предупредительными надписями:
Выбрав наиболее непросматриваемый участок, оставляю велосипед в зарослях у кромки рва и спускаюсь вниз. Начинаю понимать, что экипирован не совсем подходяще. Погода жаркая, на мне -- бриджи, в результате после прорыва сквозь жёсткие колючие заросли незакрытые нижние части ног расцарапаны до крови. Да, на любое мероприятие такого рода нужно одевать тактические штаны.
Выбравшись из рва, карабкаюсь на насыпь и вижу кирпично красную дорогу и ржавый трубопровод, окаймляющий ещё одну насыпь -- гравийную:
За которой лежит шламохранилище №1 (старое):
Оно полностью залито водой и большого впечатления не производит.
(продолжение следует)
#15
Отправлено 23 сентября 2012 - 23:32
Спасибо, trekker!
Мужество — это когда заранее знаешь, что ты проиграл, и всё-таки берёшься за дело и наперекор всему на свете идёшь до конца. Побеждаешь очень редко, но иногда всё-таки побеждаешь. (с) Нелл Харпер Ли.
"Если во имя идеала приходится делать подлости, то цена этому идеалу - дерьмо."(с) Братья Стругацкие.
Там на Пандоре - рай на блюде,
Тепло, светло и красота.
Туземцы - это тоже люди
За исключением хвоста.
Пускай у них другие гены,
Пускай у них в башке разхем -
На фоне тех аборигенов
Земляне выглядят жлобьем (с)
#18
Отправлено 24 сентября 2012 - 23:01
Goblin (24 сентября 2012 - 22:25) писал:
Полезная вылазка. И лес хороший - зелёный, а вовсе не красный ( как на фотках с предыдущих постов ).
Спасибо trekker *жмёт лапу*
Интересно было-бы узнать попредметней как это всё так быстро было убрано ( убрано ли ? ) и самое главное куда ?
Спасибо trekker *жмёт лапу*
Интересно было-бы узнать попредметней как это всё так быстро было убрано ( убрано ли ? ) и самое главное куда ?
Фото в начале темы относятся к прошлому -- началу нынешнего года. Возможно, что-то было убрано (назад, в те же шламохранилища), а остальное за весну-лето просто сдуло ветрами -- смыло дождями.
Во второй части отчёта будет шламохранилище №2 и радиоцентр в посёлке Луч на обратном пути.
#19
Отправлено 01 октября 2012 - 21:53
(продолжение)
Гравийную насыпь шламохранилища окаймляет залитая шламом полоса, выглядящая особенно контрастно на фоне зелёного леса.
Быстро сделав несколько снимков, спускаюсь вниз, достаю из кустов велосипед и выхожу на шоссе. Теперь нужно добраться до шламохранилища №2 (нового), которое находится в паре километров от завода в направлении райцентра Прибугское.
Слева вдоль дороги, за деревьями, тянется нитка шламопровода, которую в нескольких местах прерывают средних размеров железобетонные ёмкости.
Обследую одну из них. Полустёртая надпись "Аварийная ёмкость" немного настораживает. Металлическая лесенка позволяет не только влезть на край резервуара, но и спуститься на самое дно. Чего я делать не стал, так как содержимое, точнее -- его остатки не внушают доверия. Дышать тоже старался неглубоко.
С обратной стороны резервуара случайно спугнул одного из местных обитателей, мирно спавшего, засунув голову под бетонную плиту:
Вентили для спуска шлама в аварийную ёмкость:
Параллельно шламопроводу зачем-то проложена гравийная дорога, хотя буквально в двадцати метрах проходит асфальт.
Между тем, окрестности достаточно симпатичны и эта найденная по пути лесистая балка ещё ждёт своего исследования:
Но вот уже подъезжаю к насыпи нового шламохранилища. В отличие от старого, этот объект обнесён оградой с металлической сеткой, по всему периметру установлены ажурные мачты с прожекторами:
К счастью, между дорогой и объектом находится небольшая возвышенность, с которой "марсианский пейзаж" вполне просматривается, правда не с близкого расстояния:
Из всего увиденного можно сделать вывод, что несмотря на то, что сейчас обстановка в районе достаточно благоприятная, время от времени какие-то нештатные ситуации и аварии случаются, и фото вначале темы как раз результат одной из них.
В будущем собираюсь провести более тщательную разведку, с обходом всех объектов по периметру.
Гравийную насыпь шламохранилища окаймляет залитая шламом полоса, выглядящая особенно контрастно на фоне зелёного леса.
Быстро сделав несколько снимков, спускаюсь вниз, достаю из кустов велосипед и выхожу на шоссе. Теперь нужно добраться до шламохранилища №2 (нового), которое находится в паре километров от завода в направлении райцентра Прибугское.
Слева вдоль дороги, за деревьями, тянется нитка шламопровода, которую в нескольких местах прерывают средних размеров железобетонные ёмкости.
Обследую одну из них. Полустёртая надпись "Аварийная ёмкость" немного настораживает. Металлическая лесенка позволяет не только влезть на край резервуара, но и спуститься на самое дно. Чего я делать не стал, так как содержимое, точнее -- его остатки не внушают доверия. Дышать тоже старался неглубоко.
С обратной стороны резервуара случайно спугнул одного из местных обитателей, мирно спавшего, засунув голову под бетонную плиту:
Вентили для спуска шлама в аварийную ёмкость:
Параллельно шламопроводу зачем-то проложена гравийная дорога, хотя буквально в двадцати метрах проходит асфальт.
Между тем, окрестности достаточно симпатичны и эта найденная по пути лесистая балка ещё ждёт своего исследования:
Но вот уже подъезжаю к насыпи нового шламохранилища. В отличие от старого, этот объект обнесён оградой с металлической сеткой, по всему периметру установлены ажурные мачты с прожекторами:
К счастью, между дорогой и объектом находится небольшая возвышенность, с которой "марсианский пейзаж" вполне просматривается, правда не с близкого расстояния:
Из всего увиденного можно сделать вывод, что несмотря на то, что сейчас обстановка в районе достаточно благоприятная, время от времени какие-то нештатные ситуации и аварии случаются, и фото вначале темы как раз результат одной из них.
В будущем собираюсь провести более тщательную разведку, с обходом всех объектов по периметру.
#20
Отправлено 02 октября 2012 - 19:18
Полезная вылазка. Очень полезная trekker.
Первая фотка конечно особенно выбивается из общей "зелёной" колеи. В остальном видно что вроде как под контролем, но одновременно создаётся угнетающее впечатление когда видишь объёмы и площади всего этого дела, а также помнишь что весь этот контроль не такой уж и полный, а скорее даже мнимый. Последние три фотки особенно это наглядно демонстрируют.
Первая фотка конечно особенно выбивается из общей "зелёной" колеи. В остальном видно что вроде как под контролем, но одновременно создаётся угнетающее впечатление когда видишь объёмы и площади всего этого дела, а также помнишь что весь этот контроль не такой уж и полный, а скорее даже мнимый. Последние три фотки особенно это наглядно демонстрируют.
Поделиться темой:
1 человек читают эту тему
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей
Эту тему посетили 56 пользователя(ей)
Netwolk, Enkar, , st_eugene, Wind, эоерра, Аннаэйра, Lertu, Elfsmut, kiriliouk, Kemaweyan, Падре, SiDMIsha, Martian, nord, Eveng, Дозорный, Дремучий Дух, Goopy, Kamean, Durga, smith, StreloK, pandorskiy kot, Bolo, AnShamshev, vit, CYBERON, Tirea, Wallos, Greycrow, pandora, Any, FtueFrrtu, Neytiri-Seze, нинат, Goblin, LonleeLocklee, вінськийігор, FiL, ravenblack849, Рини, Tan Jala, Linka, Эла, , , Дрон, KAI, , , Galenser, trekker, Michaeldef, Khotabych, Vexhin